ПРЕДСАВИТЕЛЬНАЯ ДЕЛЕГАЦИЯ ЦЕРКВИ УЧАСТВОВАЛА В ЭКУМЕНИЧЕСКОЙ МОЛИТВЕ В АССИЗИ
24 января 2002 года в Ассизи (Италия) состоялся «День молитвы о мире во всём мире», организованный по инициативе Папы Римского Иоанна Павла II. Среди православных участников экуменической молитвы были Святейший Патриарх Константинопольский Варфоломей, Блаженнейший Патриарх Антиохии и всего Востока Игнатий, Блаженный Архиепископ Тиранский и всея Албании Анастасий, представители других Поместных Православных Церквей. От Русской Православной Церкви участвовали митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим, епископ Корсунский Иннокентий и епископ Керченский Иларион.
На следующий день митрополита Питирима и епископа Илариона принял Папа Римский Иоанн Павел II. Служба коммуникации ОВЦС сообщает, что в ходе аудиенциипонтифик выразил желание встретиться со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II для передачи ему Казанской иконы Божией Матери.
В свою очередь, епископ Иларион изложил точку зрения Русской Православной Церкви на современное состояние двусторонних отношений, которое он охарактеризовал как крайне неудовлетворительное.
Епископ Иларион подчеркнул, что со стороны Его Святейшества Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II имеется принципиальная готовность к встрече с Папой Римским Иоанном Павлом II, однако такая встреча может состояться лишь после того, как будет достигнута общая позиция по основным вопросам межцерковных отношений. В частности, обе стороны должны осудить прозелитизм во всех его формах, согласиться относительно недопустимости унии как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, признать и неукоснительно соблюдать принцип канонической территории.
Епископ Иларион выразил надежду, что на предстоящих в феврале сего года переговорах между делегациями Русской Православной и Римско-Католической Церквей делегация последней во главе с председателем Папского Совета по содействию христианскому единству кардиналом Вальтером Каспером внесёт конструктивные предложения, способные существенным образом изменить к лучшему нынешнее положение во взаимоотношениях между двумя Церквами.
Поездку в Италию представительной делегации Русской Православной Церкви во главе с митрополитом Питиримом наблюдатели связывают в первую очередь с встречей с Папой. Желание Ватикана любым путем устроить визит Папы Войтылы в Москву давно не является секретом. Недавний, удавшийся лишь наполовину, визит понтифика на Украину показал, что без личной встречи с Предстоятелем канонической Церкви эффект поездки значительно снижается. Если в Киеве Папе удалось встретиться с лидерами, пусть не канонических, но все же многочисленных православных церковных группировок, то визит в Москву, проигнорированный Русской Православной Церквью, будет носить уж слишком явный провокационный характер.
Повод для такой встречи ватиканские дипломаты нашли весьма выгодный. Кароль Войтыла хочет вернуть Русской Православной Церкви ее древнюю святыню — Казанскую икону Божьей Матери, неведомо какими путями очень к месту оказавшуюся в их распоряжении. На такую приманку наше Священноначалие не купилось, тем более и церковные историки легко доказали, что ватиканская икона — не чудояввленная в Казани в 1576 году, а старинный с нее список. Святейший Патриарх Алексий II продолжает стоять на заявленных еще в начале 90-х годов позициях: до тех пор, пока Ватикан не откажется от агрессивной политики в отношении Русской Православной Церкви никаких контактов на высшем уровне быть не может. Видимым проявлением доброй воли со стороны католиков должно стать осуждение унии, как метода достижения единства в прошлом, настоящем и будущем, и признание и неукоснительное соблюдение принципа канонической территории, то есть отказ от прозелитизма в России. А именно этого Ватикан и не хочет делать, и Папа, продолжает по пять раз в году просить, чтобы его пустили в Москву. А ему уже 25-й раз из Москвы отвечают: прекратите агрессию, но видимо ослабевший понтифик уже не в силах остановиться и, с упорством, достойным лучшего применения, рвется в Москву для триумфа.
Совсем недавно Президент России Владимир Путин в ходе своего визита В Польшу вынужден был высказался по этому поводу. Он заявил, что готов встретить в Москве Папу, но для этого все же нужно согласие Церкви. Скорее всего на Священноначалие Русской Православной Церкви было оказано серьезное давление, результатом которого и был представительный вояж в Италию. Показательно, что возглавил делегацию митрополит Питирим, с одной стороны он самый титулованный викарий Патриарха, с другой — лицо полуофициальное, так как уже ряд лет деятельность этого известного церковного деятеля ограничена Волоколамским монастырем. Судя по сообщению ОВЦС, договориться с Папой не удалось и каждый остался при своем: Папа, используя свои немалые политические возможности, настаивает на визите в Москву, а наше Священноначалие ставит условием визита хотя бы минимального уважения интересов Русской Православной Церкви.
В такой ситуации очевидно, что экуменическая молитва в Ассизи вряд ли была самоцелью, скорее всего возобновление представительных экуменических контактов связано с желанием властей? помочь? наладить отношения между православными и католиками. Желание похвальное, вот только образ действий выбран неудачный: если даже и удастся сломить сопротивление Патриарха, то победа будет пирровой. Участием в экуменических мероприятиях ничего кроме раскола в Церкви добиться не удастся, так как абсолютное большинство верующих считает экуменизм ересью, а экуменические молитвы в лучшем случае неудачной формой дипломатии. И молитва в Ассизи уже вызвала яркий протест православных, о чем свидетельствует Открытое письмо группы православных Санкт-Петербурга:
Святейшему Патриарху Московскому и Всея Руси Алексию II.
Ваше Святейшество!
К людям инославным (принадлежащим к другим вероисповеданиям) мы должны относиться с любовью. Мы можем уважать их естественные человеческие благородные качества и поступки. Мы даже можем уважать их искренность в вере, хотя и ложной (вспомним историю искреннего гонителя христиан иудея Савла ставшего великим апостолом Павлом.), однако молиться с ними? Страшный грех и по отношению к Богу, и по отношению к себе, и по отношению к ним самим. Такой «молитвой» с инославными мы и отрекаемся от Бога, как бы говоря: «Не знаем Тебя, Истина!», и преграждаем путь спасения для самих инославных, потому что, если мы не уверенны в том, что наша вера истинная, то и им незачем в неё переходить. Двух же различных Истин быть не может, это очевидно для любого искреннего человека.
24.01.02. с изумлением и ужасом видели на телевизионном канале РТР в программе «Новости» Владыку Юрьевского Питирима, публично хвалившего совместную молитву с инославными. Если такая молитва не противоречит его (Владыки Питирима) убеждениям, то он не может быть православным пастырем по апостольскому правилу N 45: «Епископ, или пресвитер, или диакон, с еретиками молившийся токмо, да будет отлучен. Аще же позволит им действовать что-либо, яко служителям церкви: да будет извержен»,
апостольскому правилу N 46: «Епископа, или пресвитера, приявших крещение или жертву еретиков, извергати повелеваем. Кое бо согласие Христови с велиаром, или кая часть верному с неверным (Апостол Павел, 2-е Послание Коринфянам 6, 15)?», и многим другим правилам.
С надеждой ждём Вашего публичного обращения к народу с осуждением совместных молебствий с папой Римским и другими инославными, извержения из сана митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима (Нечаева), а также скорейшего выхода из так называемого ОВСЦ.
С уважением: Воробьёв Владимир Николаевич (СПб, пр. Народного Ополчения, 47−26, т. 376−58−28.) Гербштейн Анастасия Юрьевна (СПб, пр. М. Блюхера, 49−90, т. 544−00−76.) Добычин Алексей Петрович (г.Севастополь, ул. Суворова 2/7−15, +38−0692−54−71−74) Карасёва Елена Михайловна (СПб, ул. Бабушкина, 83 — 27, т. 560−77−92.) Каретникова Луиза (Елизавета) Николаевна (СПб, т. 178−88−37.) Лебедев Александр Николаевич (СПб, наб. Обводного канала, 165 — 35, т. 251−58−45) Петров Александр Алексеевич (СПб, ул. Жени Егоровой д. 5 кор.1 кв53, т.5 142 704) Фирсов Сергей Геннадьевич (СПб, Меньшиковский пр., 5 — 91, т. 249−19−32.) Чуркин Александр Александрович (СПб, ул. Трефолева, 22/25 — 91, т. 186−90−12.) Спейсер Виктор (speiser17@t-online.de) Симонова Нина Андреевна (СПб, Пискарёвский пр., 35 — 191, т. 544−41−36) Матвеев Николай Фёдорович (СПб, пр. Софьи Ковалевской, 16 — 1, т. 533−09−32) Григорьев Сергей Михайлович (СПб, Царское Село, Оранжерейная ул., 35−1, 4 650 570)