Список чудотворной Влахернской иконы Божией Матери возвращается в Высоко-Петровский монастырь
Два других чудотворных списка этой уникальной иконы по-прежнему пребывают в музеях: отдавать их Церкви пока никто не собирается…
Даже спустя 25 лет после падения коммунистического режима процесс передачи святынь, незаконно реквизированных советской властью у РПЦ, все ещё так и не завершен. «Музейное сообщество» не торопится расставаться с уникальными памятниками русского искусства, забывая о том, что для верующего человека они, в первую очередь, являются святынями, и объектами почитания.
Это, в частности, касается особо почитаемой верующими Влахернской иконы Божией Матери. Согласно преданию, она была написана евангелистом Лукой и прославилась многочисленными чудотворениями. Спустя некоторое время икона была привезена в Константинополь из Иерусалима императрицей Пульхерией и была поставлена в храме, находившемся во Влахерне, западной части Константинополя. Промыслом Божиим, после падения Восточной Римской империи и захвата турками Константинополя в 1453 году, икона была перенесена из Второго Рима в Третий — в Москву, где и сохранилась невредимою до сих пор. В настоящее время она хранится в музеях Московского Кремля.
Один из трех чудотворных списков Влахернской иконы, находящихся сейчас в России (два других до сих пор находятся в Третьяковской галерее и Музее им. Андрея Рублева) пребывал в Сергиевском храме Высоко-Петровского монастыря вплоть до закрытия обители в 1918 году. Этот список изготовлен по заказу царя Петра Алексеевича в 1701 году. При советской власти он хранился в запасниках Государственного исторического музея, однако в 90-е годы был передан в храм Рождества Богородицы в Старом Симонове. И вот спустя почти сто лет, чудотворный список возвращается в родную обитель, сообщает сайт Московской городской епархии.
Эта уникальная икона повторяет размеры и иконографию оригинала. Образ выполнен в удивительной технике — воскомастике: тонкая моделировка красками сделана по слою воска, покрывающему вырезанные в дереве изображения Младенца с Богородицей. При этом сама восковая мастика сделана «смешением от святых мощей и от иного многого благоуханного состава» и таким образом представляет собой еще и своеобразный мощевик.
«Не нарисована красками, но как будто телесная или изображенная мастикой, ибо части ее тела сильно выступают с поверхности доски, к большому удивлению смотрящего, внушая благоговейный страх. Она как будто воплощенная», — так описал свое впечатление о чудотворном образе архидиакон Павел Алеппский, писатель, автор важных в историко-этнографическом отношении записок о России, которую он посетил в середине XVII века.
Список чудотворной Влахернской иконы Божией Матери возвращается в Высоко-Петровский монастырь Два других чудотворных списка этой уникальной иконы по-прежнему пребывают в музеях: отдавать их Церкви пока никто не собирается...