Протоиерей Димитрий Смирнов: «Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка»
В российской ОП прошел круглый столы по вопросам семейного образования и укрепления традиционных ценностей…
Семейное образование, бывшее обычным явлением в России до революции, было практически полностью искоренено в СССР. На систему «наробраза» была возложена функция создания «винтиков» для системы, которые, кроме всего прочего, нуждались в постоянном промывании мозгов в различного рода идеологических структурах типа пионерии или комсомола. Естественно, что в таких условиях доверить этот «тонкий процесс» семье не представлялось возможным.
После падения коммунизма былой идеологический прессинг государства с системы образования был снят. В стране стали появляться частные школы, православные классы. Было разрешено обучение дома, в случае сдачи экзаменов в специальных «экстерновых» школах. Результат таких экспериментов не замедлил сказаться: дети получившие домашнее образование имели куда более прочные знание, чем учившиеся в обычной школе сверстники.
Этот феномен обсудили 20 ноября 2015 года в Общественной палате РФ, где прошел круглый стол по вопросам развития семейного образования в России и укрепления традиционных ценностей в системе высшего образования. По его итогам участники подготовили рекомендации по государственной поддержке семейной формы обучения детей и воспитанию традиционных ценностей в вузах.
Работу круглого стола, организованного Комиссией по развитию образования Общественной палаты при участии Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства и ряда общественных организаций, возглавил член Общественной палаты митрополит Хабаровский и Приамурский Игнатий. Также в мероприятиях участвовал председатель Патриаршей комиссии протоиерей Димитрий Смирнов. В своем выступлении он отметил, что разрыв между школой и вузом так велик, что каждой семье, если ребеночек не гений, приходится нанимать педагогов для подготовки в вуз. О. Димитрий также поделился данными об успехах домашнего образования на Западе: «Оказалось, что, по статистике, если ребенок учится в обычной школе, то из 100 баллов его успех достигает 50 баллов. Если же оба родителя, которые обучают ребенка дома, с высшим образованием, около 90 баллов получает в среднем ребенок, если один родитель с высшим — 86, если оба без высшего образования — 83 балла».
«Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка: дети находятся в постоянном общении с другими детьми и система начинает сама себя воспитывать. Этим процессом должен управлять отец, мать помогать ему. В таком случае дети растут в любви, безопасности, в атмосфере душевного благополучия. Чем дольше мы продлим ситуацию, когда ребенок находится внутри семьи, тем он будет крепче и физически, и психически, и умственно. Мне бы хотелось, чтобы в моем народе рождалась такая атмосфера устойчивого душевного благополучия, тогда и народ будет здоров», — заключил священнослужитель.
Секретарь Патриаршей комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Сергей Иваненко привел тревожную статистику: 23% женщин в России воспитывают детей без супруга, суммарный коэффициент рождаемости составляет 1,75, тогда как для демографической стабильности необходимо 2,1. «Для исправления ситуации необходимо готовить молодежь к браку, воспитывая в них традиционные семейные ценности еще на первых курсах вуза», — подчеркнул С. Иваненко. В своем выступлении он отметил, что за последние годы были приняты важные государственные документы, позволяющие расширять и совершенствовать работу со студенческой молодежью в этом направлении — такие как Концепция государственной семейной политики и Стратегия развития воспитания в Российской Федерации. От общих усилий государства, профессионального сообщества, общественности, традиционных религиозных общин зависит, будет ли реализован этот серьезный потенциал.
«Важную роль в деле популяризации семейных ценностей и защите семьи может и должна сыграть система высшего образования. Ежегодно более 5,5 миллионов студентов проходит через организации высшего образования. Большинство из них уже создали или в ближайшее время будут задумываться о создании семьи, рождении и воспитании детей. Помочь им подготовиться к этому на прочном основании традиционных для народов нашей страны семейных и духовных ценностей — одна из задач воспитательной работы со студенческой молодежью», — говорится в рекомендациях Общественной палаты РФ. Подготовленные по итогам прошедшего круглого стола рекомендации будут направлены Общественной палатой РФ в органы государственной власти.
Протоиерей Димитрий Смирнов: «Правильное устройство семьи начинается с пятого ребенка» В российской ОП прошел круглый столы по вопросам семейного образования и укрепления традиционных ценностей...