«Практическая реализация данных проектов может нанести непоправимый вред»
Представители родительской и научно-педагогической общественности направили Президенту письмо с просьбой пересмотреть новые образовательные стандарты…
«При внимательном анализе содержания проектов новых Государственных образовательных стандартов общего и начального образования (проекта РАО и проекта института и „Эврика“) становится очевидным, что по существу в этих документах закрепляются псевдонаучные теории и ложные мировоззренческие установки, которые по оценкам научной общественности фактически явились причиной тотального разрушения всей системы российского образования. В Концепции новых Государственных образовательных стандартов общего образования образовательный стандарт рассматривается как „общественный договор“. Договор, по определению, предполагает обоюдное согласие сторон (учащихся в лице родителей и государства в лице Министерства образования) по поводу всех аспектов образовательного процесса. Однако реальность последних лет свидетельствует, что чиновники Министерства образования не учитывали и игнорировали мнения и требования родителей при осуществлении реформ и инноваций в школе», — сказано в письме Президенту России Дмитрию Медведеву, опубликованном на сайте «Всероссийское родительское собрание».
Представители родительской и научно-педагогической общественности России выражают крайнюю обеспокоенность результатами реформ, осуществляемыми Министерством образования и науки. «В обоих проектах стандарта за основу выбран широко внедряемый сегодня так называемый рыночный подход к образованию, — пишут авторы письма Президенту. — По своей сути данный подход, когда образование, являясь товаром, услугой, покупается и продается на рынке образовательных услуг, производит тонкую мировоззренческую подмену: не экономика — для человека (через развитие всех сфер духовной культуры общества и, прежде всего, образования), а человек (и, следовательно, образование) — для экономики. Из социального многомерного пространства образование переходит в узко рыночную, одномерную плоскость, в которой все человеческие проявления рассматриваются вне каких-либо нравственных ориентиров и духовных ценностей».
«Сегодняшний мировой кризис ярко продемонстрировал, а выдающиеся российские ученые давно обосновали ложность современной модели экономического развития, ориентированной исключительно на „прибыль любой ценой“, а не на реальные интересы личности и социума. И в среде западных исследователей существует целая традиция самой жесткой критики именно коммерциализации или „рыночного подхода в образовании“, являющегося следствием растущего патологичного состояния общества. Рыночный подход прямо противоречит „личностному подходу“, развитию индивидуальности ребенка, обеспечению „свободного выбора“ и пр. О какой индивидуальности можно говорить, когда все диктуется спросом на рынке? И о каком выборе, когда нам навязываются „псевдоценности“ и унифицирующие „мировые“ стандарты, зачастую самые низкие? Лицемерием после этого выглядят декларации о „вариативной“ педагогике. По сути, образованию вменяется цель готовить отнюдь не „свободную и ответственную личность“, а узко мыслящего и духовно неразвитого специалиста-прагматика, человека-функцию, легко поддающегося любым манипуляциям», — сказано в документе.
Авторы письма указывают на то, что в проектах стандарта отсутствует само понятие «воспитание», «которое всегда было системообразующей категорией российской педагогической науки и практики и предполагало готовить всесторонне развитого, фундаментально подготовленного и укорененного в национальной культурной традиции человека-творца и человека-гражданина». «К глубокому сожалению, — констатируется в письме, — в проектах стандартов отсутствуют концептуальные положения, на каких предметах и каким образом следует осуществлять патриотическое и гражданское воспитание, формирование системы семейных ценностей, морально-нравственных ориентиров и моделей социального поведения, знания своей национальной культуры. Декларирование обобщенных общечеловеческих понятий не является воспитанием. Более того, из-за сложившегося положения, в котором находятся остатки системы воспитания, да и само подрастающее поколение, практическая реализация данных проектов стандартов может нанести непоправимый вред, привести к усилению многочисленных кризисных явлений в обучении и воспитании, спровоцировать рост нестабильности в многоконфессиональном и полиэтничном обществе».
В обращении к главе государства также отмечается, что в представленных проектах стандартов нарушены конституционные права учащихся, когда исключено государственное финансирование преподавания «Основ духовно-нравственной культуры» для православных учащихся в виде предмета «Основы православной культуры», а представленные для обсуждения проекты государственного стандарта общего образования не отвечают целям и задачам его разработки, не соответствуют высокому статусу государственного документа, устанавливающего основополагающие принципы образования и воспитания, будущих граждан России. Представители родительской и научно-педагогической российской общественности указывают на недопустимость того, «чтобы основополагающий документ воспитания и образования будущего поколения России принимался в тишине чиновничьих кабинетах, кулуарно и чиновниками с сомнительными мировоззренческими позициями». «В российских традициях целью образования было воспитать Человека — многогранную, творческую личность, развившую свою индивидуальность, свой природный потенциал; а с другой стороны — чувствующую себя частью общества, глубоко нравственную, укорененную в тысячелетней истории, культуре и государственности и ответственную за судьбу своей Родины-России. Эти традиции практически полностью утрачены в результате образовательных реформ», — сказано в документе.
На основе изложенного авторы письма просят Президента: возвратить процедуру утверждения Федерального государственного образовательного стандарта общего образования Государственной Думой России, как выражающей мнение большинства населения России, а не «жалкой группкой неизвестных чиновников»; дать соответствующие поручения Министерству образования и науки России о включении предмета «Духовно-нравственная культура» в обязательную часть Базисного учебного плана в объёме двух часов в неделю и отразить в Базисном учебном плане в его части «Внеучебная деятельность» духовно-нравственную деятельность в качестве самостоятельного направления. Русская линия
«Практическая реализация данных проектов может нанести непоправимый вред» Представители родительской и научно-педагогической общественности направили Президенту письмо с просьбой пересмотреть новые образовательные стандарты...