Проблемы кряшен Татарстана обсудили на пресс-конференции в Москве
Кряшенскому вопросу РЛ уделяет особое внимание, предоставив для этой темы отдельную страницу своего сайта. 22 июня проблемы кряшен обсуждались на пресс-конференции «Татарстан. Религиозные и политические свободы: кряшенский вопрос», сообщает Благовест-инфо. На встрече выступили активисты кряшенского движения — член правления Общественной организации народности кряшен города Казани Аркадий Фокин, ст. научный сотрудник Института стран Африки РАН Анатолий Иванов, член Совета республиканского национально-культурного центра кряшен Татарстана Людмила Белоусова. Ведущий встречи, пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов сообщил, что пресс-конференция проводится в преддверие всемирного саммита религиозных лидеров, на котором священноначалие Русской Православной Церкви будет встречаться с президентом РФ и мировыми лидерами. «Мы бы хотели, чтобы на этом саммите был поставлен вопрос о правах и свободах человека в Татарстане, и в частности, правах и свободах кряшен», — заявил Фролов. По его словам, кряшенскому народу, которого насчитывается 400 тыс. человек в Татарстане и около миллиона в России, отказано в праве на национальное самосознание и национальное бытие. «Институт этнологии и антропологии РАН сначала включил кряшен как самостоятельную нацию в перечень народов России, а потом под давлением Шаймиева сделал шаг назад», — сообщил Фролов. Аркадий Фокин призвал не драматизировать ситуацию, отметив, что в таком случае можно «не увидеть перспективы». Он рассказал, что кряшенский вопрос существует с того момента, когда сформировалась кряшенская общность — тюркская общность из Волжской Булгарии. Фокин рассказал, что кряшены самоопределились к концу XIX — началу ХХ века, а к 1917 году заявили о себе как о самостоятельном этносе, что было признано и советскими властями. В Татарстане существовали кряшенское книжное издательство, театр, выходили газеты. Однако к 20-м годам кряшенская программа была свернута, и с конца 20-х годов кряшенская проблема «была исключена из научной проблематики». Людмила Белоусова рассказала о современном состоянии кряшенской общности в Татарстане. Когда началась перестройка, у кряшен возник интерес к своим корням, началось общественное движение, культурно-просветительская работа. Участники пресс-конференции рассказали о политизированной кампании, развернутой против кряшен накануне переписи населения, во время которой СМИ Татарстана писали о кряшенах как о «предателях веры». Анатолий Иванов указал основные причины «политизированности кряшенского вопроса». Последняя перепись была сфабрикована, сфальцивирована, убежден он; согласно же переписи 1989 года татар проживает в регионе 48,5%, русских — 43, 2%. «Но в число татар включены кряшены, которых 8%, и если их вычесть, то окажется, что татар в Татарстане меньше, чем русских, а православных — 54%. Получается, что Татарстан — не мусульманская республика и не татарская», — заключил ученый. Вторая причина, по его мнению, состоит в том, что основной регион проживания кряшен в Татарстане находится в нефтеносных районах республики, и если кряшены будут признаны, «то возникнет вопрос о каком-то перераспределении доходов от добычи нефти». «А то, что кряшены — не татары, — подчеркнул Иванов, сам являющийся кряшеном по происхождению, — подтверждают и антропологические исследования». Русская линия