Сегодня в православных храмах совершается чин выноса Креста Господня
Согласно канонам Православной Церкви, в третью субботу Великого поста, которая пришлась в этом году на 25 марта, во время всенощного бдения из алтаря в центр храма торжественно выносится Животворящий Крест Господень для поклонения. Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II сегодня совершит всенощное бдение с чином выноса Креста Господня в храме Христа Спасителя. Честной Крест, возлагаемый на аналой для поклонения верующих в храме Христа Спасителя, является намоленной святыней. Крест был создан московскими мастерами в 1812—1814 годах в память об изгнании армии Наполеона из России. Об этом свидетельствует надпись на оборотной стороне реликвии, подаренной возрожденному храму-памятнику победы в Отечественной 1812 года.
Церковь выставляет в середине Четыредесятницы верующим Крест для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста. Св. Крест остается для поклонения в течение недели до пятницы, когда он после часов, перед Литургией вносится обратно в алтарь. Поэтому третье воскресенье и четвертая седмица Великого поста называются «крестопоклонными». Как путник, уставший от долгой дороги, отдыхает под раскидистым деревом, так и православные христиане, совершая духовное путешествие в Небесный Иерусалим — к Пасхе Господней, находят в середине пути «Древо крестное», чтобы под его сенью набраться сил для дальнейшего пути, объясняется в «Синаксарие». Крестопоклонная неделя, наравне с первой и Страстной седмицами Великого Поста носят особенный характер, и в эти дни православные сугубо постятся.
Прислушаемся внимательно к словам о крестоношении, сказанным старцем архимандритом Иоанном (Крестьянкиным):
«Крест Христов вознесен над миром со времен спасительных страданий Господа. Но и всякий пришедший в мир человек с рождения наследует крест прародителей своих и неизменно до конца дней несет его по жизни. Земля же — юдоль плача и печали, место изгнания преступившему Божие повеление — полна скорбями и страданиями.
Присмотритесь, други наши, к жизни людей вне Христа. Как часто она кончается духовной смертью намного раньше смерти физической. И это тоже страдание, но страдание не спасительное; оброком этого страдания всегда будет неминуемая смерть и гибель души. Суетен и бесплоден жизненный крест без Христа, как бы тяжел он ни был. Крест свой может преобразиться в спасительный крест только тогда, когда с ним пойдут во след Христу.
Взять крест — это значит великодушно переносить насмешки, поношения, гонения, скорби, которыми греховный мир не поскупится одарить послушника Христова. Взять крест — это значит претерпеть без ропота и жалоб тяжкий, невидимый никому труд над собой, невидимое томление и мученичество души ради исполнения евангельских истин. Это и борьба с духами злобы, которые яростно восстанут на того, кто возжелает свергнуть с себя иго греха и подчиниться Христу. Взять крест — это добровольно и усердно подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздывается плоть. Живя во плоти, мы должны научиться жить для духа.
«Господи, в несении креста моего, Твоей десницей мне ниспосланного, укрепи меня вконец изнемогающего», — молит сердце. Сердце молит и скорбит, но оно же уже и радуется сладостной покорности Богу и своему причастию страданиям Христовым. И это несение своего креста без ропота с покаянием и славословием Господа — есть великая сила таинственного исповедания Христа не только умом и сердцем, но самим делом и жизнью.
Дорогие мои, воздавая сегодня поклонение Кресту Господню телом и духом, привьем же наши малые кресты к Его великому Кресту, чтобы Его живительные силы напитали нас своими соками для продолжения подвигов Великого поста, чтобы исполнение заповедей Христовых стало единственной целью и радостью нашей жизни. Почитая сегодня Честный Крест Христов, с покорностью воле Божией возблагодарим Его за наши малые кресты и воскликнем: «Помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». По материалам сайта Завет.Ru Русская линия