В США стартовал уникальный перелет самолетов времен Второй мировой войны в Россию…
Эффективное сотрудничество России и США во времена Второй мировой войны, является, наверное, «немым укором» нашему времени, когда отношения Москвы и Вашингтона переживают далеко не лучший свой этап. Чтобы не говорили некоторые историки, а помощь Америки СССР в его борьбе против фашизма была весьма существенна. Без помощи союзников результат войны вряд ли бы был другой, но её конец, наверняка наступил бы позже, что, безусловно, стоило бы ещё многих миллионов жизней наших солдат.
В память 70-летия окончания Второй мировой войны, а также былых добрых союзнических отношений, Россия и США договорились организовать перелет самолетов времен войны из Америки в Россию. Он проходит по тому же маршруту, по которому перегоняли военную помощь для СССР в 1942—1945 годах. В перелете Грейт-Фолс — Москва участвуют два военно-транспортных «Дугласа С-47», сделанных на базе американских самолетов DC-3. Во время войны такие машины служили для перевозки грузов, доставки боевых групп, а также в качестве воздушного командного пункта. В течение войны американская сторона безвозмездно передала СССР 710 единиц С-47.
Также в перелете принимает участие знаменитая «Кобра». Считается, что в мире осталось только две такие машины, способные сейчас подняться в небо. Именно на подобном истребителе трижды герой Советского Союза Александр Покрышкин одержал большинство своих воздушных побед. Идея повторить перелет по историческому маршруту ленд-лиза из США в Сибирь на тех самолетах, которые однажды это уже сделали, восемь лет назад пришла американским летчикам-любителям.
«Об этой странице истории многие не знают, особенно в США. Да и в России, наверное, тоже. Я считаю, очень важно напомнить о сотрудничестве в годы войны, о тех маленьких подвигах неизвестных летчиков, которые внесли свой вклад в большое дело победы. И о тех, кто сделал эти самолеты. Этот перелет — наша дань памяти», — цитирует пилота Алекса Бока Первый канал.
Как и в годы Второй Мировой, самолеты взлетят 22 июля из города Грейт-Фолс, что в штате Монтана, и возьмут курс на северо-запад. Совершив несколько промежуточных посадок на территории Канады, доберутся до Аляски, где пересекут Берингов пролив и окажутся в России. Анадырь, Магадан, Якутск, Братск, Красноярск, Москва. Время в пути не меньше 10 дней.
Кроме «Дугласов» и «Кобры» в перелете примут участие «Мустанг», три «Тексана» и Б-25. На то, чтобы найти эти самолеты, отремонтировать и подготовить к дальнему перелету, ушли годы. Для пилотирования некоторых летчикам пришлось проходить спецкурсы. Например, на учебном истребителе АТ-6, по словам специалистов, легко летать, но трудно приземляться. Большая часть маршрута пройдет над тайгой — американской, канадской, российской. Ради исторической достоверности в самолеты не стали добавлять никакого современного оборудования. Совместные российско-американские экипажи полетят, как во время войны.
«Основная сложность, которую ожидаю, это погодные условия. Потому что самолет приспособлен больше для визуальных полетов, он не оборудован локатором, не оборудован противообледенительной системой. С точки зрения ручного пилотирования, он практически не отличается от современного самолета. Современный самолет более оборудован автопилотами режимами, которые облегчают работу летчика. Это — единственное отличие», — сообщил российский участник проекта пилот Валентин Лаврентьев.
По инициативе американских участников проекта почётным председателем оргкомитета исторического перлёта, стал очень популярный в США лётчик-космонавт Алексей Архипович Леонов. В его же честь назван один из Дугласов, участвующий в перелёте, а второй — в честь бывшего министра гражданской авиации СССР маршала авиации Евгения Логинова.
Перелёт приурочен к открытию Московского международного авиакосмического салона МАКС, который будет проходить в подмосковном Жуковском 25−30 августа. Организаторы планируют выставить самолеты, участвующие в мемориальном перелёте для всеобщего обозрения, а после завершения экспозиции как бы повторить ленд-лиз — безвозмездно передать исторические машины России