Ростовские ювелиры воссоздали предметы убранства Гроба Господня в Иерусалиме
В апреле 2002 года ростовские художники-ювелиры получили престижный заказ от Иерусалимской Греческой Патриархии. В договоре речь шла о воссоздании предметов Гроба Господня в Иерусалиме, в частности, резной сени с эмалевыми миниатюрами. В январе этого года эта работа была завершена и на непродолжительное время стала достоянием Государственного музея-заповедника «Ростовский кремль». В эти дни музею финифти Ростовского кремля может позавидовать любой выставочный зал мира. На выставке «Ростов Великий — Святая земля» представлен уникальный экспонат — подлинная сень над Гробом Господним в Иерусалиме. Как минимум 140 лет, под этой сенью проносят Благодатный огонь, нисходящий на гроб Господень в Великую субботу. Пребывание реликвии на Ростовской земле символично. Исследователи считают, что резная сень с эмалевыми миниатюрами — дар князя Ростовского Константина, совершившего паломничество в Святую Землю в 1859 году. А теперь эта частичка главной святыни христианства вновь вернулась, чтобы быть отреставрированной именно ростовскими мастерами, получившими заказ от Греческой Патриархии. За прошедшие годы практически все эмалевые дробницы сени оказались повреждены, на многих видны следы от ударов. Финифтяные пластины пришлось демонтировать и фактически заново воссоздавать. Ведь, по существу, реставрация живописи по эмали сводится к точному копированию оригинала. «Что было трудно и в то же время интересно, это — восстановить саму пластинку как в XIX в, сделать тонкую, легкую пластинку, чтобы не нагружать деревянную сень лишним весом, вот над этим пришлось поработать», — рассказала главный художник ООО «Эмалевая миниатюра» Светлана Павлова. «Ушло определенное количество времени на то, чтобы достичь совпадений по технологии, и все», — добавил генеральный директор ООО «Эмалевая миниатюра» Александр Рудник. На создание каждой миниатюры ушло около месяца. Кроме того, мастера-ювелиры отреставрировали оправу эмалевых пластин: сняли краску, закрывавшую топазы и восполнили около 40 процентов утраченных страз. В целом же воссоздание было проведено за полтора года. Полноту выставке на тему Священного писания и Святой земли придают другие эксклюзивные работы, выполненные художниками и ювелирами фирмы «Эмалевая миниатюра» по собственной технологии. Их ноу-хау в эмальерном искусстве — наложение полупрозрачной эмали слоями на основу из золота или серебра с последующей живописной доработкой. «Они сумели вобрать не только русские традиции ростовской финифти, в т. ч. академической, петербургской, московской школы, но в то же время они учли опыт мирового искусства, в частности Леможских эмалей», — отметила ведущий научный сотрудник Государственного Исторического музея Москвы Галина Смородинова. Менее чем через месяц, экспонаты выставки вернуться к свои хозяевам. Отправится на родину и отреставрированная ростовскими мастерами святыня. Резная сень с эмалевыми дробницами займет свое место над Гробом Господним в Иерусалиме. Ярославская ГТРК