IX Андреевские чтения прошли в Библейско-богословском институте в Москве
IX Андреевские чтения провел 11−13 декабря Библейско-богословский институт св. ап. Андрея (ББИ). Эта ежегодная научно-богословская конференция была традиционно приурочена ко дню памяти святого покровителя ББИ — апостола Андрея Первозванного. Первый день чтений открылся докладом преподавателя ББИ Евгении Смагиной «Истоки раннехристианской экзегезы». Доклад Алексея Фокина также касался раннего периода формирования церковного учения: сделав обзор древней западной эсхатологии, он подробно остановился на богословских исканиях христианского латинского поэта III века Коммодиана. Исследователь корпуса письменных памятников, связанных с жизнью апостола Андрея, Андрей Виноградов назвал свой доклад интригующе: «Каким людоедам проповедовал апостол Андрей?» Анализируя наиболее распространенный и загадочный памятник андреевской традиции — «Деяния Андрея и Матфея в городе людоедов», историк приходит к выводу, что его содержание нельзя свести к сказочной истории о чудесном обращении «высоко цивилизованных» каннибалов. В этом тексте, по мысли автора, можно обнаружить «образ полемики» ранних христиан с иудеями (III-IV вв.). Ряд докладов был связан с русской историей. Галина Баранкова в сообщении «Стязания с латиною» митрополита Георгия.." говорила о роли митрополитов-греков на Русской кафедре в киевский период и об атрибуции одного из ранних образцов антилатинской полемики. «Была ли литургическая реформа при святителе Алексии в Русской Православной Церкви?» — этот вопрос вынес в заглавие своего доклада историк Олег Ульянов. Вслед за авторами «Православной энциклопедии» он доказывает, что в XIV веке в Русской Церкви была проведена вторая литургическая реформа (первую исследователи относят к деятельности преп. Феодосия Печерского). Дискуссиям, которые вот уже 200 лет ведутся в России о церковном календаре, посвятил свое выступление преподаватель ББИ Владимир Хулап. Он рассказал о календарной полемике в XIX веке, о деятельности комиссии, в которой вместе работали астрономы и представители Церкви на рубеже XIX—XX вв. Констатировав, что «наш календарь неверен, западный тоже неточен», комиссия принялась за изучение идеи о выработке нового, т.н. «русского, или николаевского» стиля. Признано было, что всеобъемлющую календарную реформу целесообразно осуществить в 1920 г., но по понятным причинам она тогда не была осуществлена. Однако вопросы остались: по словам докладчика, уже в 2100 году разница между юлианским и «гражданским» календарем достигнет 14 дней, и все православные праздники сместятся на 1 день вперед. Первый день работы чтений продолжился докладами преподавателей ББИ архимандрита Ианнуария (Ивлиева) «Богоборческие силы и „начертание зверя“ в Апокалипсисе», Георгия Ястребова «Неапокалиптический Иисус: историческое обоснование и перспективы для богословия», Елены Федотовой «Проблема „красивых жен“. Попытка интерпретации Быт.12; 26». Второй день — 12 декабря — традиционно проходит как студенческий: студенты ББИ рассказывают о результатах своих научно-богословских исследований. В третий — день св. апостола Андрея — прозвучали доклады священника Петра Коломейцева «Богословские особенности современных расколов», Алексея Журавского «Holosphiros? О трактовке одного коранического термина в византийской антиисламской полемике», Алексея Юдина «Русское католичество между Востоком и Западом: проблема религиозной культуры», Ирины Языковой «Православная икона в католическом храме. Церковный постмодернизм или поиски литургического синтеза?» и другие. Чтения завершились презентацией новых книг издательства ББИ, в частности, книги Ричарда Хейза «Этика Нового Завета». Было также объявлено об учреждении Книжного клуба ББИ. Благовест-инфо / Седмица.Ru