Образ императора Павла I как «самодура и тирана» намерены разрушить создатели выставки в Петербурге
Сложившийся в литературе и кино образ императора Павла I как «самодура и тирана» намерены разрушить создатели выставки в петербургском Манеже. «Выставка — это возможность оценить личность Павла такой, какой она была. Писатели и режиссеры опираются на то, что написано позже — от этого возникают ошибки, а истина — она в документах», — сказала на пресс-конференции, посвященной открытию выставки, заместитель директора Государственного музея-заповедника «Павловск» Людмила Коваль. Создатели выставки сознательно не акцентировали внимание на трагической смерти императора, который, по одной из версий, был задушен в Михайловском замке. В этом же замке двести лет спустя на выставке «Цареубийство» в 2001 году впервые были приоткрыты тайны, окутывавшие обстоятельства смерти Павла. В Центральном выставочном зале Манеж впервые собраны около тысячи экспонатов, рассказывающих о жизни императора Павла — от тетрадей по русскому языку, учебных пушек юного Павла до писем российскому императору от королей европейских стран. «Создавая выставку, мы придерживались принципа хронологии — на первом этаже Манежа представлена жизнь великого князя — воспитание, образование, браки, рождение детей. Второй этаж посвящен императору всероссийскому», — рассказала «Интерфаксу» куратор выставки Татьяна Ларина. В создании экспозиции участвовал ряд музеев и архивов страны, большая часть из представленных материалов демонстрируется впервые. К ним относятся «Павловская батарея» — коллекция артиллерийского оружия юного Павла, а также «зрительные трубы» и компасы, которые на время выставки переехали в Манеж из Центрального военно-исторического музея. Около 200 экспонатов покинули витрины и залы Гатчинского дворца. Музей-заповедник «Павловск», придерживающийся принципа не изымать из экспозиции ни одной вещи, предоставил для экспозиции уникальные предметы из фондов. Здесь есть карты путешествий в Европу Павла Петровича и Марии Федоровны под именем графа и графини Северных, шелковые обивки дворцовых табуретов. Среди экспонатов трогательное письмо Павлу от его сына — будущего императора Александра I с подписью «сын ваш Алексаша» и написанное той же рукой через 29 лет сообщение о смерти «от апоплексического удара» императора Павла I. «В последние годы публика хочет видеть не только изобразительные материалы, но и документы, автографы, потому что почерк отражает душевное состояние человека», — считает директор Государственного архива России Михаил Рыженков. Интерфакс