Международный симпозиум о сакральных пространствах в Третьяковской галереи завершил работу
Симпозиум «Иеротопия. Исследование сакральных пространств», организованный Центром восточно-христианской культуры, работал с 29 июня по 2 июля в конференц-зале Инженерного корпуса Третьяковской галереи. В нем приняли участие 52 специалиста по византийскому и древнерусскому искусству. Среди них профессора Гарвардского и Принстонского университетов, университета Копенгагена, директор Института истории искусств во Флоренции. Понятие «иеротопия» (священное пространство) в научный оборот ввел в 2001 г. искусствовед-византинист Алексей Лидов, директор Центра восточно-христианской культуры. Он сам так объясняет этот термин: «Иеротопия — это создание сакральных пространств, рассмотренное как особый вид творчества, и одновременно область исторических исследований, в которой выявляются и анализируются конкретные примеры данного творчества». По мнению ученого, сейчас становится все более ясно, что центром универсума в умах создателей древней и средневековой религиозных традиций было нематериальное и одновременно реально существующее пространство, вокруг которого выстраивался мир предметов, звуков, запахов и иных эффектов. Герхард Вольф, директор Института истории искусств (Флоренция), в своих научных исследованиях сделал акцент на различии между понятиями «святое место» и «сакральное пространство». Последнее, по его словам, возникает только в результате целенаправленной деятельности человека. Когда человек совершает священнодействие, будь то служение литургии или возведение храма, тогда на святом месте и образуется священное пространство. Человеческий фактор является основополагающим и по мнению Франческо Пеллицци, главного редактора журнала «Антропология и эстетика» (Гарвард). Он считает, что сакральное искусство во всех его проявлениях возникло из осознания человеком своей смертности. «Осознание смерти — вот, что составляет наше человеческое существо», — утверждает ученый. В докладе «От Гробницы к Музею» Пеллицци дает краткий обзор отношения человека к погребальному обряду, к предметам, используемым в захоронениях, от древности до наших дней. По словам ученого, в этой области мы видим, как со временем некогда сакральный предмет превращается в объект искусства, затем в предмет быта, и, наконец, в современном мире любой человек по своему вкусу и желанию наделяет смыслом некогда сакральный предмет. На симпозиуме прозвучали доклады о византийской и древнерусской архитектуре, иконе, о реликвиях и святых. Данный симпозиум является продолжением научной программы Центра восточно-христианской культуры, в рамках которой уже были проведены международные конференции: «Иерусалим в русской культуре» (1991), «Восточно-христианский храм: литургия и искусство» (1993), «Чудотворная икона в Византии и Древней Руси» (1994), «Иконостас: происхождение — развитие — символика» (1996), «Восточно-христианские реликвии» (2000). Во всех этих научных проектах так или иначе затрагивалась проблематика сакрального пространства. Благовест / Сайт Свято-Филаретовского института