Религиоведы представили первые тома энциклопедии «Современная религиозная жизнь России»
Презентация недавно изданных двух томов энциклопедии «Современная религиозная жизнь России» состоялась в Московском центре Карнеги. Первый том посвящен православным деноминациям, а также неорелигиозным движениям, «генетически связанным» с православием, а второй — протестантизму. Издание представили руководитель проекта, доктор исторических наук, религиовед Сергей Филатов и его сотрудники. Говоря о замысле и истории создания энциклопедии, Сергей Филатов выразил особую благодарность Кестонскому институту (Великобритания), деятельное участие которого сделало возможным осуществление проекта. На презентации присутствовали президент Кестона Ксения Деннен и его новый директор Петерлин Даворин. По словам Сергея Филатова, энциклопедия задумана как издание из шести томов, половина из которых будет освещать сегодняшнее состояние российских конфессий, а другая половина — описывать религиозную жизнь в регионах. В издании впервые предпринята попытка аналитически описать религиозную жизнь на основании нескольких тысяч интервью с религиозными деятелями. По мнению Сергея Филатова, современную религиозную ситуацию в России отличает «гигантский парадокс»: «громадный интерес» в обществе к вопросам религии («от деятелей искусства до ФСБ») совершенно не соответствует реальной религиозности населения. Религиозную ситуацию в России характеризует также «больший распад моральных норм, чем в европейских странах». Представитель ОВЦС МП Юрий Рябых согласился с наблюдениями Сергея Филатова о низкой реальной религиозности народа и о моральном кризисе и поставил перед собравшимися вопрос: должно ли общество «позволить религии активнее входить в жизнь» или стремиться к сокращению влияния религии? По мнению сотрудника ОВЦС, ответ содержится в «Основах социальной концепции» Русской Православной Церкви, где намечены пути выхода из духовного кризиса. Отвечая на это выступление, Сергей Филатов отметил, что степень религиозности общества не является «прямым показателем роли Церкви», которая не обязана «подстраиваться под желания общества», но должна оценить его потребности в «христианском смысле». Благовест-инфо / Agnuz / Русская линия