Блаженнейший Патриарх Диодор уже давно был серьезно болен. Последние несколько лет он практически не мог вставать и даже служил, сидя в специальном кресле. Несмотря на свою телесную немощь, Патриарх Диодор оставался одним из самых авторитетных первоиерархов Поместных Православных Церквей: он олицетворял собой неуклонную верность церковным канонам и догматам, твердое стояние в истине вопреки любым ветрам века сего. В частности, Предстоятель Иерусалимской Церкви был известен своими антиэкуменическими взглядами и вдохновенной проповедью Православия. Патриарх Диодор был величайшим Святителем Православия в уходящем веке. Он фактически возглавил движение за чистоту Православия, за борьбу с вероотступничеством и ересью экуменизма. Несколько лет назад Иерусалимская Патриархия выпустила специальное заявление, в котором заявила о выходе из всех экуменических организаций, о невозможности каких-либо догматических компромиссов с католицизмом. Святейший Диодор не на жизнь, а на смерть, вел борьбу и с другим злом — вероотступничеством в Константинопольском патриархате. Этот патриархат стал «троянским конем» православного мира, рассадником экуменизма, обновленчества, теснейшего сближения с католицизмом, т. е. неоуниатства. В контексте этой политики нынешний Константинопольский Патриарх Варфоломей (Архондонис), получивший высшее образование в Ватикане, активный филокатолик и экуменист, активно подключился к работе по расчленению Русской Православной Церкви, поддержав раскольнические группировки в Эстонии и на Украине. Святитель Диодор самым жестким образом противостоял экуменисту Варфоломею, был самым решительным сторонником единства и целостности Русской Православной Церкви, отстаивал его, где на него не пытались посягнуть — на Украине ли, где «бандеро-мазепинские» силы объявили Русской Церкви настоящую войну, устроили настоящие гонения, в Казахстане ли, когда «по украинским следам» там пытались провернуть идею автономии, или в Эстонии, где местные расисты просто не регистрируют Православную митрополию Московского Патриархата. Временами доходило до очень жестких столкновений — опять же несколько лет назад Варфоломей пошел на беспрецедентный по своей антиканоничности шаг, «запретив» (кавычки здесь употребляются т.к. этот шаг не каноничен и не имеет никакой духовной и юридической силы) в священнослужении ближайшего друга и соратника Патриарха Диодора митрополита Лиддского Тимофея (Маргаритис) за то, что он поддержал православных Австралии, выступивших против экуменической ереси, поддерживаемой Варфоломеем и тогдашним Австралийским архиепископом Константинопольского Патриархата Стилианосом (неканоничность заключается в том, что ни один патриарх или епископ одной Поместной Православной Церкви не имеет права вмешиваться в дела другой). Будет лицемерием и предательством скрывать тот очевидный факт, что со смертью великого Патриарха Диодора фронт борьбы за истинное Православие оголен. Скажем прямо, сложилась критическая ситуация, которой не замедлит воспользоваться Варфоломей и стоящие за ним силы в вопросе поддержки украинских и эстонских раскольников, усиления экуменической ереси. Очевидно, также и то, что эти силы постараются провести на Иерусалимский патриарший престол своего ставленника (пост предстоятеля древнейшей Иерусалимской Православной Церкви, является в православном мире ключевым). В этой ситуации русская церковная и государственная дипломатия должны быть озабочены сохранением преемства курса Иерусалимского Патриархата на теснейший союз с Русской Православной Церковью и Россией. В этой связи оптимальной является фигура вышеупомянутого митрополита Лиддского Тимофея (Маргаритис) — самого искреннего ревнителя Православия, близкого друга Русской Православной Церкви и России. На выборы нового предстоятеля Иерусалимской Церкви влияют также следующие факторы — позиция двух главных национальных общин, составляющих паству Иерусалимского Патриархата — греческой и арабской, позиция Греции-государства, официально поддерживающего Иерусалимский Патриархат, соответственно, Элладской Православной Церкви (не путать с Константинопольским Патриархатом), возглавляемой другим выдающимся иерархом современности архиепископом Афинским Христодулом, ставшим настоящим духовным и национальным лидером греческого народа, возглавляющим ныне борьбу православных греков против НАТО и глобализации, монашеской республики на Афоне (Греция). Все вышеперечисленные силы — дружественны России, русская церковная и государственная дипломатия имеют все шансы для их положительного использования. Однако все действия России по поддержке Православия будут сведены на нет, если в ней самой сохранятся явления, подрывающие ее позиции как центра православной цивилизации. Примером подобного рода явлений служат внешне смехотворные, но очень вредные по последствиям попытки антиклерикалов из журналистской и квазинаучной братии помешать введению в ВУЗах России кафедр богословия (такие кафедры, между прочим, есть во всех европейских университетах), непрестанные усилия этих деятелей по срыву любых попыток полноценного партнерства Русской Православной Церкви и Российского государства, как внутри, так и на внешнеполитической арене. Между тем, о важности и необходимости подобного партнерства «от противного» свидетельствуют авторитетные и влиятельные оппоненты России: некоторые из которых, например Бжезинский, называют русское Православие врагом ?1 для США. А известный европейский «кремленолог» Ален Безансон утверждает, что «международное коммунистическое движение сейчас ликвидировано, его в определенной степени заменила духовная сила. — это государственная Российская Православная Церковь. Она сохранила мощное средство давления на то, что в России называют «ближним зарубежьем, т. е. на Украину, Беларусь и некоторую часть прибалтийских стран. Она позволяет влиять на православную дугу Европы, т. е. на Грецию, Румынию, Болгарию и Сербию». Очевидно, что слова Безансона имеют непосредственное отношение к Казахстану и Средней Азии. А его киевский коллега Владимир Еленский констатирует — «Епископат и значительная часть клира Русской Православной Церкви постоянно подчеркивают противоестественность раздела СССР и являются одной из самых последовательных и влиятельных сил, отстаивающих реинтеграцию восточнославянских народов в единый государственный организм». Яснее и не скажешь. Кирилл Фролов-пресс-секретарь Союза Православных граждан