ЗАЯВЛЕНИЕ МИТРОПОЛИТА ОДЕССКОГО И ИЗМАИЛЬСКОГО АГАФАНГЕЛА
В последнее время в некоторых националистически настроенных средствах массовой информации, особенно на страницах необъективных руховских газет, меня обвиняют в прорусских настроениях, называя меня Московским Владыкой, русским, приклеивая мне ярлык «пятой колонны Москвы» только за то, что ради блага сохранения церковного единства и православия я считаю более целесообразным сохранить молитвенное каноническое единство с Русской Православной Церковью. Я — гражданин Украины. И это звучит для меня гордо. Да! Но я — русский человек и русская природа любезна мне, и я ее пою. Я родился в центре Великой России, в Липецкой области в простой крестьянской семье. Отец мой, защищая Украину, погиб в 1942 году на боевом корабле в Черном море, в Керчи, при высадке десанта. Моя мать — простая русская женщина, в 37 лет осталась вдовой, воспитывая семерых детей в суровые годы военных испытаний. Двое детей умерли впоследствии от голода, сын подорвался на мине. С 4-мя оставшимися в живых детьми наша семья в том же 1942 году была эвакуирована в Сибирь, в Новосибирскую область, где мама от зари до зари, от темна до темна, трудилась, чтобы выжить и сохранить нашу жизнь, — работая одновременно завхозом в средней школе и ночным сторожем. В 1947 году, возвратившись в свое село, она активно принимала участие в открытии сельского храма, поруганного, распятого, оскверненного, проливая по ночам слезы о погибшем муже, отце, кормильце. До конца жизни мама оставалась вдовой, храня верность своему мужу. В 1977 году она приняла монашеский постриг в восстановленном и отреставрированном ею храме родного села. Старший брат, участник ВОВ, сестры и я воспитывались под покровом материнской любви, пережив голод, холод, великие испытания. Вся моя сознательная жизнь прошла в Украине. По окончании средней школы в 1958 г., я — студент Киевской духовной семинарии /закрытой в 1960 г./, затем студент Одесской семинарии. В 1962−66 гг. — студент Московской духовной академии. Затем снова Украина: преподаватель, ректор Одесской духовной семинарии, с 1975 по 1992 гг. епископ, архиепископ, митрополит, занимавший Винницкую и Хмельницкую кафедры, народный депутат Украины. Церковно-общественный деятель. Трудился на Винницкой и Хмельницкой кафедрах в сложное время атеистического гонения на церковь. Несмотря на это, благодаря гибкости, стойкости, умелого подхода к решению глобальных церковно-государственных вопросов, на древней Винничине, которую Л. Украинка называла «красой Подолии», были возвращены и отреставрированы сотни храмов, возрождены Свято-Браиловский женский и Свято-Николаевский Шаргородский монастыри, возрождена духовность. С 1992 года — митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода УПЦ, председатель Учебного комитета при Священном Синоде УПЦ, доктор богословия, член Одесского областного Совета мира. С миссией мира во главе делегации религиозных деятелей СССР посетил Канаду, а также в составе правительственных, Советского Комитета защиты мира и Украинского фонда культуры трижды посетил США (22 штата из 50), трижды Италию, дважды ФРГ, Бельгию, Францию, Болгарию и Кипр. Во главе паломнической делегации дважды посетил Св. Гору Афон, трижды Иерусалим. За период пребывания на Одесской кафедре открыты Свято-Пантелеимоновский, Свято-Ильинский, Свято-Иверский мужские монастыри, а также Свято-Михайловский и Свято-Преображенский женские монастыри. В епархии открыто более 300 храмов, построено около 20 храмов в Одессе и Одесской области. Одесской Митрополии возвращено и восстановлено ранее репрессированное Свято-Андреевское подворье, восстановлены все ранее разрушенные храмы и колокольни на храмах. Освящен закладной камень и ведется строительство разрушенного в годы безбожной власти Спасо-Преображенского кафедрального собора. Это и является моим вкладом в державное строительство Украинского государства, воспитанием человеческой воли к добру, миру, согласию. В 1995−97 годах по моему представлению решением Священного Синода УПЦ причислены к лику святых преп. Кукша Одесский, преп. Гавриил Афонский, праведный Иона Одесский, святитель Одесский Иннокентий (Борисов) и священномученик и исповедник Анатолий (Грисюк), митрополит Одесский. Являюсь почетным гражданином двух американских городов: Гринвиль (штат Миссисипи) и Батон Руж (штат Луизиана). Был участником многих международных церковных и церковно-общественных конференций. Как Председатель Учебного комитета уделяю большое внимание подготовке кадров священнослужителей для УПЦ, достойных граждан — патриотов Украинской державы. Все масштабнее становится благотворительная деятельность Одесской митрополии. Одесская семинария, монастыри и многие приходы опекают детей-сирот, стариков, инвалидов, бездомных. Совместно с государственными больницами в Киевском и Приморском районах г. Одессы созданы отделения милосердия, устроены приюты. Имеются хорошие контакты с военнослужащими. Духовенство Митрополии, насельники монастырей и преподаватели присутствуют при принятии присяги в войсковых частях, посещают тюрьмы и больницы. В митрополии возрождается миссионерская деятельность. За возрождение духовности и культуры президентом Украины награжден орденом за «Заслуги II степени», Почетной Грамотой президиума Верховного Совета УССР, Почетной Грамотой и медалью Кабинета Министров Украины, почетной грамотой общества «Украина», Почетной Грамотой Верховного Совета Грузии, Почетной медалью президиума Армянской ССР, знаком отличия Одесской областной государственной администрации, Орденом Почета Приднестровской Молдавской Республики, медалью мира ООН, орденами многих поместных Автокефальных Церквей. Имею сотни друзей. Среди самых близких назову несколько выдающихся государственных и общественных деятелей: президент Украины Л.Д. Кучма, генеральный прокурор Украины М.А. Потебенько, герои Украины Н.П. Павлюк, B.C. Филипчук, С. К. Стребко, покойный писатель О.Г. Гончар, поэт Олейник Б.И., от которых имею много книг с дарственной надписью, космонавт Г. М. Гречко, Н.С. Михалков, многие общественные и государственные деятели Украины, России, Молдовы и других стран. Всей своей жизнью и деятельностью стараюсь воспитать у вверенной мне паствы любовь к Украине, которую считаю своей второй Родиной, к украинской земле, храня верность и нерушимую дружбу народов Киевской Руси, колыбели трех братских народов, трех славянских культур, в которых в мире и согласии уживаются многие нации и народности. Мне близки слова нашего президента Л.Д. Кучмы: «кто поссорит украинский и русский народ — будет проклят». И в этом направлении одной из главных моих принципиальных позиций является борьба за сохранение единства Церкви, за сохранение Православия в Украине и охранение его от Филаретовского раскола. Это и является главной причиной в деятельности некоторых деструктивных сил — политиков и чиновников, которые, руководствуясь девизом: «Украина — для украинцев», считают себя вершителями судьбы украинского Православия, имея при этом лишь приблизительное представление о природе и сути Церкви. Не имея никакого отношения к Церкви, эти горе-политики намереваются решать проблемы расколов в украинском православии от «ветра головы своей», эти особы продолжают проявлять «ревность не по разуму», обливать грязью, клеветой, шантажировать тех, кто твердо отстаивает свои позиции в отношении автокефалии и раскола. Подобные политики «от Церкви» на самом деле совершают грех Хама, призывая к вражде, насилию, ненависти, которые могут породить цепную реакцию среди верующих вплоть до пролития крови. Кто такие Роман Иваничук, Ярослав Кендзор, Дмитрий Корчинский, Лесь Танюк, обливающие меня грязью, клеветой? Это греко-католики, униаты, биографии каждого из них черней земли, которые уничтожили православие на Западной Украине путем бандитского захвата православных храмов, изгнания из них православных священнослужителей и насильственным обращением их в греко-католические. Л. Танюк, ранее работавший в Москве в театре на Таганке, прославился как склочник, стукач и провокатор, таким он остается и до настоящего времени. Ярослав Кендзор, Д. Корчинский и иже с ними сторонники по УНА-УНСО и Руху прославились человеконенавистничеством, надменностью, разбоем, участием в бандитских нападениях. Это они организовали неповиновение государственной власти в 1990−91 годах, устраивая пикеты, «голодовки» на «площади Независимости» и в метро. Это они разрывали рот работнику правоохранительных органов в переходе Киевского метрополитена и устраивали молодежные оргии по вечерам в «палатке для голодающих». Это они в 1990 году выкрикивали бранные слова в адрес Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Киеве в день дарования Томоса о предоставлении независимости и самоуправления Украинской Православной Церкви Это они в день государственной независимости Украины, 24 августа 2000 года, пытались сорвать освящение национальной святыни украинского народа Свято-Успенского собора Киево-Печерской Лавры, выкрикивая антиправославные и антирусские лозунги, публично оскорбляя президента Украины Л.Д. Кучму, называя его предателем Украины. Их девиз — «цель оправдывает средства». Но как свидетельствует история, уния всегда была насилием над совестью украинского и белорусского народа и вместо единства несла вражду, ненависть, насилие и связывала свои цели с отторжением украинских и белорусских земель. Кендзоры и Корчинские жаждут мести, пролития крови. Им ненавистна Россия и все русское. Их цель — поссорить народы Украины и России. Для них близка идея отделения от Русской Православной Церкви с целью постепенного подчинения Украинского Православия Ватикану, Риму. Однако эти «добро䦧» забывают о том, что у славянских народов — единая судьба, что Церковь должна быть выше национальных амбиций и запросов. Она, как сказал президент Украины Л.Д. Кучма в слове при освящении Успенского собора Киево-Печерской лавры, сама должна решать свои проблемы. Правительство не должно вмешиваться в дела Церкви! Однако, некоторые деятели, имеющие «горячие головы» и проявляющие «ревность не по разуму», продолжают вмешиваться в решение проблем уврачевания расколов и предоставления автокефалии УПЦ, сея смуту через средства массовой информации, и обливая грязью и потоками лжи тех, кто твердо отстаивает канонические позиции Церкви. В связи с этим, как Митрополит Одесский и Измаильский, постоянный член Священного Синода УПЦ, заявляю: за последнее время на страницах областной прессы появились клеветнические лживые измышления, порочащие мою честь и достоинство. Возмущен действиями таких безответственных лиц как редактор газеты «Окна» Воронков В., предоставивший свою газету для напечатания гнусного пасквиля и указавший на своей газете ложный адрес редакции. Расцениваю эти действия как акт политической провокации, шантажа, угрозы, готовившейся по специально разработанному и намеренно спланированному сценарию. Хочу отметить, что неоднократно в течение последних лет в мой адрес направлялись по телефону и в анонимных письмах провокации с угрозой физической расправы. 22 ноября 1996 года в 10.30 утра неизвестный, назвавшийся «патриотом» Украины от РУХа, позвонил мне по телефону и, выражаясь площадной бранью, угрожал мне физической расправой за то, что я выступаю против автокефалии. Об этом тогда мною в известность был поставлен начальник СБУ в Одесской области Борисенко Л. И. Хулиганствующий извинился по телефону. Телефонные звонки со словами: чемодан, вокзал, Россия неоднократно поступают в мою резиденцию. Националистические силы не устраивает моя твердая принципиальная позиция по вопросам церковного единства и предоставления автокефалии УПЦ. В дни пребывания в Москве, в августе 2000 года, на юбилейном Архиерейском Соборе угроза на предмет физической расправы со мной и наместником Свято-Успенского Одесского мужского монастыря архим. Алексием снова повторилась по телефону. Об этом архим. Алексий уведомил зам. начальника У МВД в Одесской области Чернявского В.М. О принятых к хулигану мерах мне не сообщили. Всем в г. Одессе было известно о том, что на выборах президента Украины я поддерживал и голосовал за Л.Д. Кучму, об этом было объявлено тысячам верующих в Свято-Успенском кафедральном соборе и группе поддержки Президента в лице его доверенных лиц, однако кому-то было выгодно спровоцировать меня в этом, дабы настроить против меня главу Государства, которого я считаю своим давним другом и Государственным деятелем Украины. Даже икона Царственных мучеников, привезенная верующими из Донецка в Одесский кафедральный собор под праздник Сретения Господня 14 февраля 2000 года, стала предметом политической спекуляции. В информации, направленной в СБУ Украины из г. Одессы, меня обвинили в том, что якобы я, Митрополит Агафангел, призывал верующих к возрождению Российской империи. Хотя икона Царственных мучеников побывала в Винницкой, Херсонской, Тульчинской, Киевской и др. областях Украины. И это не случайно, если принять во внимание слова, сказанные одним из высокопоставленных чиновников: на тех, кто будет выступать против автокефалии в Украине, мы будем составлять компроматы. Воистину, «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лаяй» открыло свою страшную пасть с тем, чтобы поглотить всех неугодных ему. Хотя Правительству есть, чем заниматься, видя обнищание своего народа. Ведется пропаганда вседозволенности, жестокости, разврата. Растут насилие и преступность, все более распространенными стали проявления жестокости и цинизма в отношении между людьми. Жаль, однако, методы советской поры сегодня возрождаются в деятельности некоторых политиков и чиновников, которые считают себя вершителями судьбы украинского православия, не имея никакого отношения к Церкви. Такие личности, к сожалению, не понимают, что Церковь, по словам Спасителя «врата адовы не одолеют» (Мф. 16,18). Провокации против меня продолжаются. В связи с этим полагаю своим пастырским и гражданским долгом заявить: все обвинения в мой адрес отвергаю, как не соответствующие действительности, и расцениваю их как политическую провокацию против Украинской Православной Церкви. Прошу Президента Украины Л.Д. Кучму, как гаранта Конституции, правоохранительные органы и исполнительную власть на месте, а также интеллигенцию и общественность г. Одессы оградить меня от пропагандистской атаки, развернутой националистически настроенными элементами, жаждущими пролития крови и устранения меня как личности. Я никогда не обращался к глубокоуважаемому Президенту Российской Федерации В. В. Путину за помощью, в чем обвиняют меня провокаторы-националисты. Но если потребуется — об их бандитизме будет знать весь мир. Клевещите, клевещите, озверевшие панове-националисты, да что-нибудь останется, ведь Бог не в силе, а в правде. За два тысячелетия христианства немало антихристов пришло и ушло, но Господь «всегда и сегодня и во веки Тот же». Исчезните бесславно и вы с лица земли. Мне нечего бояться. Я готов пострадать за истину и зову к этому всех, кому она дорога. Можно убить тело, но нельзя убить душу. Никто не может отлучить меня от любви к России, к русскому народу. Я буду всегда хранить нерушимую дружбу с народами Киевской Руси. Я не строю себе дворцов в Украине и не имею за границей банковских счетов. Я возрождаю храмы и человеческие души. И никогда не обманывал и не обворовывал украинский народ, о благополучии которого всегда молюсь и всем сердцем желаю процветания нашей Украинской державе. АГАФАНГЕЛ, МИТРОПОЛИТ ОДЕССКИЙ И ИЗМАИЛЬСКИЙ Настоящее заявление распространено пресс-службой Одесской епархии.