ИНТЕРВЬЮ НОРВЕЖСКОЙ СЛУЖБЕ РАДИОСТАНЦИИ «ГОЛОС РОССИИ»
26 — 29 июня 1999 года состоялся архипастырский визит председателя ОВЦС митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла в Норвегию, в ходе которого он посетил русские православные приходы в городах Осло и Ставангере. По возвращении на Родину митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл дал интервью Норвежской службе радиостанции «Голос России»: — Мой визит в Норвегию был официальным. В ходе таких визитов обычно я посещаю приходы как православных, так и лютеранских храмов, и встречаюсь с членами правительства. Однако нынешняя встреча с министром иностранных дел Норвегии Кнутом Волебекком имела еще одно очень серьезное измерение. Ибо я представил министру Волебекку и обсудил с ним, как председателем ОБСЕ в 1999 году, инициативу Русской Православной Церкви, направленную на примирение людей в Югославии. Понятно, что восстановить мост или отстроить разрушенный дом непросто, но неизмеримо труднее восстановить в Югославии нормальные взаимоотношения между людьми, разделенными ненавистью, кровью и враждебным неприятием друг друга. К сожалению, большинство европейских церквей не смогло четко обозначить свою позицию в том глубоком кризисе, который поразил многонациональную и многоконфессиональную Югославию. Некоторые из этих церквей, правда, пытались действовать в духе примирения, однако не сложилось впечатления, что они отстаивают некую согласованную и решительную позицию. Русская Православная Церковь с самого начала конфликта была серьезно обеспокоена как атмосферой ненависти в Косово, так и бомбежками Югославии. Сначала Святейший Патриарх Алексий II посетил Белград. Затем мы занялись созданием межхристианской миротворческой группы. Такая группа была создана, и 18 мая провела первую встречу в Вене. Был выработан документ, отражающий общую точку зрения на кризис в Югославии, после чего четыре представителя этой группы, в числе которых был и я, посетили Белград, где встречались с президентом Милошевичем. Переговоры были весьма серьезными и, по оценке нашей межхристианской группы, сыграли свою позитивную роль, приблизив окончание войны. Рад свидетельствовать, что встретил в Норвегии людей, которые не только с интересом выслушали меня, но и выступили со встречными идеями. Мы договорились о проведении Межхристианской конференции Европы по примирению и восстановлению Югославии. Точная дата ее проведения остается открытой, поскольку прежде надо завершить переговоры с Сербской Православной Церковью, которые мы сейчас ведем. Ныне мы прилагаем огромные усилия для того, чтобы начать развивать диалог с теми мусульманскими кругами, которые сегодня готовы вместе с христианами активно способствовать примирению на многострадальной земле Югославии. Такие круги и такие лидеры в мусульманском мире есть. Есть также организация «Религия и мир», в которой представлены практически все религии. Она имеет миротворческую направленность и обладает большим опытом работы в мусульманских странах. Сейчас мы работаем в сотрудничестве с этой организацией, а внутри России поддерживаем каждодневные контакты с мусульманами — гражданами нашей страны, и я думаю, что все это сыграет серьезную роль в урегулировании проблем послевоенной Югославии. Иногда приходится слышать призывы направлять помощь в только Косово. Мы же считаем, что если экономическая помощь будет оказываться избирательно и в одностороннем порядке, то это станет как бы скрытым продолжением блокады и военных действий. Ведь если одна часть Югославии станет отстраиваться и возрождаться, а другая будет лежать в руинах, то это спровоцирует новое размежевание и конфронтацию среди широких слоев населения, чреватую очередным взрывом. О каком примирении можно тогда вообще говорить? Мы все должны исходить из главной задачи: помочь наладить взаимопонимание, способствуя тому, чтобы люди в Югославии могли жить мирно и в согласии друг с другом. Именно это я и обсуждал с религиозными и государственными деятелями Норвегии. Таким образом, был определен круг вопросов, которые предстоит обсудить на планируемой межхристианской конференции Европы. У России и Норвегии есть и двусторонние отношения и в сфере межцерковного сотрудничества. Ныне в Норвегии имеется два прихода Русской Православной Церкви — в Осло и в Ставангере. Теперь назрела необходимость открыть храмы также на севере страны — в Киркенесе и Тромсе. Кроме того, строится Русский православный храм на Шпицбергене, в поселке российских угольщиков и ученых-полярников в Баренцбурге. Таким образом, скоро будет пять приходов, что отвечает нынешним потребностям. В Норвегии все больше оседает выходцев из России, которые адресуют просьбы об открытии новых храмов в Московскую Патриархию. Теперь это согласовано и с норвежскими официальными властями. Обсуждалось нами также региональное сотрудничество церквей. Конкретно в нем участвуют со стороны Норвегии приходы севера страны, а со стороны России — Мурманской и Архангельской епархий. В этих краях есть проблемы, вызванные большой миграцией через российско-норвежскую границу, приграничной торговлей, весьма неприятными моментами, связанными с проституцией и незаконными провозами товаров и т. д. Не надо думать, что это проблемы только пограничников. Ведь речь должна идти прежде всего о духовно-нравственной стороне вопроса, а это всегда относилось к сфере забот и трудов Церкви. Решением этих проблем ныне равным образом озабочены как православные, так и лютеране. Мы договорились и здесь действовать согласовано.