В понедельник, 9 декабря, в Москву с однодневными рабочими визитами прибывают первые лица Украины — президент Леонид Кучма и премьер-министр Виктор Янукович. Формальный повод — участие в торжественном закрытии Года Украины в России. На самом деле, очевидно, речь идет о личном представлении Владимиру Путину Леонидом Кучмой Виктора Януковича — в качестве нового премьер-министра и, возможно, потенциального преемника на посту президента Украины. Опять же формально темой переговоров Януковича с его российским коллегой Михаилом Касьяновым заявлено двустороннее экономическое сотрудничество. О чем здесь пойдет разговор, достаточно понятно: Москва заинтересована в максимальном участии российских бизнес-структур в приватизации украинской экономики, а Киев — в снятии таможенных и иных преград для своего экспорта. Товарооборот двух стран по состоянию на конец лета этого года снизился на 10 процентов по сравнению с прошлогодним, что не может не вызывать беспокойства у экономического руководства двух стран. Янукович сразу после назначения на должность премьера публично заявил, что российский вектор внешнеэкономической деятельности будет усилен, осталось только договориться с Михаилом Касьяновым, в какой форме и каких масштабах это будет сделано. Однако гораздо интереснее, какой разговор по внешнеполитической тематике будут вести с Владимиром Путиным Леонид Кучма и Виктор Янукович. Насколько можно понять из скупых официальных сообщений, российский президент намерен принять украинских руководителей не поодиночке, а одновременно. Видимо, речь зайдет не только о сиюминутных экономических проблемах, но и о перспективе. А тут есть о чем поговорить. Внешнеполитическая конъюнктура складывается для Украины таким образом, что сейчас ей предстоит либо, как и все последние годы, ориентироваться на вхождение в евроатлантические и западноевропейские структуры, либо повернуться лицом на Восток — к России. Первый путь грозит экономической и политической самоизоляцией Киева, поскольку Европа в лице президента ЕК Романо Проди публично отказала ему на днях даже в гипотетической возможности интеграции, а США как основа НАТО демонстративно в упор не замечают президента Кучму, а саму Украину подвигают к досрочной смене власти. Выбор второго пути позволит Кучме сохранить власть и влить в слабую экономику миллиарды долларов российских инвестиций, однако окончательно выроет пропасть между ним и пока еще самым популярным политиком Украины — финансово и идеологически поддерживаемым Западом лидером «Нашей Украины» Виктором Ющенко. И тогда уже у Кучмы пути назад не будет — только к максимальной политической и экономической интеграции с Россией. Третьей внешнеполитической позиции — лавирования между Россией и Западом с извлечением соответствующих дивидендов по обоим направлениям, чем Киев более-менее успешно занимался при президентстве Кучмы до 2000 г., у него в запасе не осталось. И причина проста — Запад отвернулся от режима Кучмы окончательно и бесповоротно. История с поставкой Украиной радарных комплексов «Кольчуга» в Ирак привела к тому, что Кучме прозрачно намекнули на нежелательность его присутствия в Праге в рамках саммита НАТО. И хотя его, в отличие от Александра Лукашенко, все-таки пустили в Чехию, поведение президента США Джорджа Буша на саммите продемонстрировало одну простую истину — президента Кучмы как потенциального партнера для него не существует. Говорят, что чиновникам НАТО даже пришлось пойти на нарушение привычного регламента рассадки глав государств за столом переговоров, чтобы Буш не оказался сидящим рядом с Леонидом Кучмой. Кроме того, высказывание генсека НАТО Джорджа Робертсона о том, что история с «Кольчугами» ни в коем слуае не уйдет на периферию отношений альянса с Украиной, не оставляет последней шансов на сколько-нибудь успешное продвижение по пути евроатлантической интеграции. Если НАТО с Украиной не хочет дружить из-за поставок оружия в третьи страны, то Евросоюз — из-за ее бедности. На днях президент Европейской Комиссии Романо Проди в интервью голландской газете «Фольксрант» заявил, что, по его мнению, Украина не может стать членом ЕС. Заявление Проди было убийственно жестким и однозначным: «То, что украинцы чувствуют себя европейцами — это проблемы их собственной самоидентификации. К примеру, новозеландцы тоже чувствуют себя европейцами, но это же не повод для вступления Новой Зеландии в ЕС. Нет никаких оснований для того, чтобы вести речь о потенциальном вступлении Марокко, Украины или Молдовы». И хотя президент ЕК ссылается на свое собственное мнение, его, безусловно, в этом поддерживают коллеги по Евросоюзу. И мнение это сформировалось не только по причине систематического недовыделения Украиной средств на расходы по евроинтеграции или из-за политических потрясений в стране, но и в силу осмысления странами-лидерами ЕС того факта, что расширение еврозоны пора остановить. Еще не один десяток лет и миллиардов евро уйдет на доведение экономик, правовых и социальных институтов новых членов Союза до нужного уровня, чтобы серьезно говорить о втягивании в Объединенную Европу такого «колосса на глиняных ногах», как Украина. Упоминание г-ном Проди в этой связи Молдавии неслучайно. Позиция Еврокомиссии в отношении Киева менялась не в одночасье. Так, 14 апреля этого года Брюссель заявил об изменении интеграционного статуса Украины — с «потенциального кандидата» на «особого соседа». Под статусом «особого соседа» в Брюсселе понимается создание на восточных рубежах Евросоюза «псевдоевропейской зоны» — в составе Украины, Молдавии и Белоруссии. Однако результаты парламентских выборов на Украине и вызванная ими активизация оппозиционного движения, а также скандал с «Кольчугами» и другие неприятности еще более ужесточили позицию Евросоюза. Сначала, 15 октября сего года, генеральный секретарь Совета ЕС, Верховный представитель по вопросам общей внешней политики и политики в области безопасности и обороны Хавьер Солана заявил о том, что Украину, не демонстрирующую позитива после парламентских выборов, «играющую правилами, а не по правилам», может ожидать изоляция на задворках Европы. А теперь и глава «европейского правительства» Романо Проди уже окончательно похоронил украинские надежды на евроинтеграцию. Леонид Кучма, видимо, отдает себе отчет, что это не временные размолвки с Западом и ситуация очень серьезна. Скорее всего, именно поэтому он остановил свой выбор нового премьера на Викторе Януковиче — украинском политике, с одной стороны, традиционно лояльном самому Кучме, с другой, выступающем с откровенно «пророссийских» позиций. Янукович хорошо знаком с российскими политическими и бизнес-элитами, выступает за продажу ведущих украинских предприятий россиянам, настаивает на придании русскому языку на Украине статуса официального и т. п. Для Москвы, насколько можно судить, Янукович может стать самым удобным премьер-министром за все время существования независимой Украины. И Москва заинтересована в сохранении такого премьера в бурном водовороте украинской политики и его последующей поддержке на президентских выборах 2004 года. Хоть сейчас в России и принято говорить о прагматизме во внешней политике и разделении в этом контексте политики и экономики, совсем не случайным выглядит сегодняшнее сообщение о том, что российская компания «Газпром» сняла все ограничения на поставки природного газа группы компаний «Итера» в Украину. Будем считать это подарком Кучме и Януковичу к торжествам по случаю завершения Года Украины в России. И при этом не забывать о том, что 2003-й объявлен на Украине Годом России. А значит, и годом ответных подарков. Страна.Ru