Архимандрит Тихон (Шевкунов): Государство не должно оплачивать такие недалёкие и злые пародии как «Тангейзер»
В Министерстве культуры прошли общественные слушания по поводу кощунственной постановки Новосибирского оперного театра…
Как уже сообщала РЛ, новосибирский суд на минувшей неделе закрыл дело о кощунственной постановке оперы Р. Вагнера «Тангейзер» в местном оперном театре за отсутствием «события правонарушения». Однако дискуссия по поводу этой весьма спорной постановке, по счастью, не прекратилась, и, более того, перешла в нужную плоскость. Вчера это дело разбиралось профессионалами на общественных слушаниях в Министерстве культуры России, что, собственно, надо было делать изначально. В мероприятии приняли участие секретарь патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон (Шевкунов), председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин, игумен Петр (Мещеринов), протоиерей Леонид Калинин, представители православной общественности, которые выступили с критическими замечаниями в отношении оперы «Тангейзер», а также представители творческой интеллигенции, в том числе директор Новосибирского государственного академического театра оперы и балета Б.М. Мездрич.
Архимандрит Тихон (Шевкунов), который, как известно, до того как стать монахом закончил сценарный факультет ВГИКа, и снял, уже будучи в священническом сане, ряд блестящих фильмов, заявил, что Церковь в России не собирается брать на себя функции надзора в сфере искусства. «Но когда у нас пытаются отнять даже право протестовать против оскорбляющего нас кощунства, заявляя, что происходящее в общественном пространстве не наше дело, — это явный перебор», — заявил он.
«Искусство не обладает абсолютной автономией. Она заканчивается, когда произведение искусства соприкасается с обществом. Нас призывают быть толерантнее, проще, спокойнее. Без эмоций взирать на то, что, несмотря на решения экспертов и суда, было и остается для нас кощунством», — цитирует о. Тихона РИА Новости. По его словам, зритель вправе ждать от по-настоящему талантливых авторов сочувствия, понимания, желания не навредить, не ранить, не причинить несправедливую боль. Отец архимандрит подчеркнул, что особенно аккуратными необходимо быть, касаясь двух тем — религиозной и национальной.
Он также отметил, что современная постановка «Тангейзера» превращена в полную противоположность оригиналу, главной мыслью которого является побеждающее все земные преграды прощение и милосердие Божие. «Поражает, что подобные недалекие, злые пародии осуществляются за государственный счет и в государственных театрах. когда в постановку вносятся. изменения, кардинально искажающие авторский замысел. в угоду настроений и амбиций режиссера, то большой вопрос, насколько правильно, что все мы в лице государства вынуждены соучаствовать в подобных опытах», — добавил представитель РПЦ. Он заключил, что верным путем к разрешению подобных конфликтов между искусством и обществом «может и должен стать открытый диалог», стремящийся к разъяснению позиций и взаимопониманию.
В свою очередь глава Синодального информационного отдела В.Р. Легойда заявил, что искусство, безусловно, живет по своим законам, и Церковь не пытается навязывать свои законы художнику. Однако, он подчеркнул, что ни один разумный человек не будет говорить, что искусство, как и любая другая культурная сфера, абсолютно автономна. «Автономия искусства заканчивается, когда художник выносит свое произведения на суд общества», — добавил он.
Точно также, по мнению представителя Церкви, нравственно нейтральна лишь до определенного момента и наука. «Опыты с расщеплением урана — нравственно нейтральны, а вот применение ядерной бомбы — нет», — пояснил он. Кроме того, Владимир Легойда отметил, что новосибирскую постановку «Тангейзер» некорректно выдавать за постановку Вагнера. «Очевидно, что это не Вагнер, а, в лучшем случае, по мотивам Вагнера, — давайте так честно и говорить, писать на афишах», — заключил представитель РПЦ.
Архимандрит Тихон (Шевкунов): Государство не должно оплачивать такие недалёкие и злые пародии как «Тангейзер» В Министерстве культуры прошли общественные слушания по поводу кощунственной постановки Новосибирского оперного театра...