Протоиерей Димитрий Смирнов: Постановка оперы «Тангейзер» — это сознательная провокация
Глава Патриаршей комиссии высказал свое отношение к ситуации вокруг кощунственного спектакля, поставленного Новосибирским театром оперы и балета…
В декабре 2014 года в Новосибирске состоялась премьера оперы Рихарда Вагнера «Тангейзер», которая содержала кощунственные с точки зрения христианина сцены. После премьеры спектакля в Новосибирское Епархиальное Управление каждый день стали поступать телефонные звонки от верующих, которые выражали своё однозначное неприятие происходящим на главной сцене города. Митрополит Новосибирский Тихон не мог не прислушаться к голосу своей паствы, и направил в местную прокуратуру свое заявление.
Независимые эксперты, изучив видеозапись скандальной оперы «Тангейзер», пришли к мнению, что характер использования в спектакле образа Христа в окружении обнаженных женщин носит явно неприглядный вид, что «порочит изображение Иисуса Христа как Бога в христианском мировоззрении».
На основании этого заключения, прокурор Евгений Овчинников заявил, что, усмотрев в действиях директора театра Бориса Мездрича и режиссера Тимофея Кулябина умышленное публичное осквернение образа Христа, возбудил в отношении них дела об административных правонарушениях по ч.2 ст. 5.26 КоАП (умышленное публичное осквернение религиозной или богослужебной литературы, предметов религиозного почитания, знаков или эмблем мировоззренческой символики и атрибутики).
Это решение — заметим, беспристрастного чиновника, а не представителя Церкви — вызвало целый шквал «негатива» и очередных нападок на Церковь со стороны ряда «деятелей» культуры, которые стали обвинять Русскую Православную Церковь во всех возможных «грехах», среди которых «мракобесие» и «новое инквизиторство» были самыми невинными. Любители «быстрого пиара», наверняка не смотревшие спектакль, поддержанные, как всегда, либеральными СМИ, не замедлили отметиться в очередной антицерковной кампании.
Представители Русской Православной Церкви, тон которых, кстати, значительно миролюбивее и интеллигентнее тона своих «культурных» оппонентов, также высказались по этому поводу. В частности свой взгляд на этот вопрос изложил в интервью программе «Позиция» глава Патриаршей комиссии по вопросам семьи и защиты материнства протоиерей Димитрий Смирнов.
«Как правило, все продюсеры и режиссёры люди не глупые, и они устраивают провокацию с вполне определённой целью. Тогда будет и зал заполнен, будет скандал, обсуждения, и режиссёр, автор, становится известным. Для этого можно любую оперу искромсать, любого писателя смешать с чем угодно под предлогом свободы творчества. Заранее известно, какие эмоции это вызовет у определённого количества людей. С этой целью всё и устраивается — это цель намеренная. Поэтому если режиссёр не хочет проблем, он не будет рисковать, он возьмёт другие образы. В своих произведениях Лев Толстой обходился как-то без мата, хотя он давно существует, а современным художникам подавай матерщину. Так же и здесь. Всякие образы, которые делают безбожные режиссёры, конечно, вызывают у верующих людей определённую реакцию. На эту реакцию всё и рассчитано — это сознательная провокация. Это продолжение того панк-молебна, который был в Храме Христа Спасителя», — считает священнослужитель.
«Мы видели, как это работает: совершенно неизвестные люди стали известными на весь мир — их принимают президенты. Поэтому если хочешь заработать денег, сделай что-нибудь кощунственное: получишь деньги, известность, публику, признание, по крайней мере, в Европе, где есть мода на кощунство. Есть суд. И пусть он решает. Чтобы люди не дрались, не занимались линчеванием — существует процедура, которая оберегает народ от столкновения», — заключил отец Димитрий.
Протоиерей Димитрий Смирнов: Постановка оперы «Тангейзер» — это сознательная провокация Глава Патриаршей комиссии высказал свое отношение к ситуации вокруг кощунственного спектакля, поставленного Новосибирским театром оперы и балета...