В Петербурге открылся фестиваль «Крещенские вечера»
В этом году он посвящен 1000-летнему юбилею святого равноапостольного князя Владимира…
17 января в Петербурге прошел первый вечер просветительского проекта фестиваля Академия православной музыки «Крещенские вечера». Концерты этого проекта проходят с 2013 года. В 2015 году они посвящены 1000-летию памяти святого равноапостольного князя Владимира, крестителя и просветителя Руси, сообщает сайт Петербургской митрополии.
Выступление артистов предварило вступительное слово секретаря совета по культуре Санкт-Петербургской епархии иерея Илия Макарова, который, в частности, зачитал приветствие Патриарха Кирилла участникам и гостям фестиваля.
«Отрадно, что в программе фестивальных мероприятий уделено особое внимание историческому юбилею — 1000-летию преставления святого равноапостольного князя Владимира. Именно подвиг крестителя Руси заложил духовную основу, на которой возникла и сформировалась культура братских народов России, Украины и Белоруссии. И сегодня она объединяет нас, напоминая об общей днепровской крещальной купели, утверждая в современном мире высокие идеалы истины, добра и красоты», — сказано в послании Предстоятеля РПЦ.
Программа первого вечера состояла, прежде всего, из православных песнопений посвященных Рождеству Христову и Крещению Господню. В первом отделении выступили гости из Сербии — Дивна Любоевич и хор «Мелоди». Основу их программы составили сербские и византийские песнопения. Кроме того, коллектив исполнил «Похвальную песнь святому равноапостольному князю Владимиру» на музыку русского композитора конца XIX века Дмитрия Соловьева.
Во втором отделении выступил мужской хор «Оптина пустынь» (художественный руководитель и дирижер — Александр Семенов), прозвучала русская церковная музыка практически всех эпох: от знаменного пения до произведений ХХ века. Кроме того, хор исполнил украинские колядки и популярные русские песни, хоть и авторские, но давно ставшие народными, — «Выхожу один я на дорогу» (музыка Елизаветы Шашиной, слова Михаила Лермонтова) и «Степь да степь кругом» (музыка Сергея Садовского, слова Ивана Сурикова).
Одна из особенностей концертов — звучание музыки сопровождается демонстрацией видеоматериалов, каждому номеру соответствует своя «декорация». Выступление хора «Мелоди» сопровождали интерьеры византийских и сербских храмов и монастырей: зрители увидели мозаики из итальянских городов Равенны, Палермо, Монреале, Чефалу, созданные или до разделения Церквей, или византийскими мастерами, фрески из сербских монастырей Грачаница и Студеница.
А во время выступления хора «Оптина пустынь» демонстрировались фрески Мирожского монастыря во Пскове, соборов святой Софии Киевской и святой Софии Новгородской, иконы из собрания Третьяковской галереи, виды старинных русских монастырей, храмов из музея народного деревянного зодчества «Витославлицы» в Великом Новгороде.