В Петербурге прошел концерт духовной музыки Александра Сойникова
Православный композитор впервые положил на музыку тексты из утреннего молитвенного правила…
Авторский вечер композитора Александра Сойникова прошел 14 ноября в Малом зале Санкт-Петербургской филармонии. В первом отделении было исполнено хоровое произведение «Молитвослов». Композиция состоит из семи частей: «Восставше от сна», «Молитва ко Пресвятой Троице», «Молитва Оптинских старцев», «Молитва Господня», «Молитвы святого Макария Великого», «Аллилуйя», «Песнь Пресвятой Богородице». Это положенные на музыку тексты из утреннего молитвенного правила, знакомые каждому православному христианину. В истории музыки это, наверное, впервые — словами песнопений становятся не богослужебные, а «домашние», келейные тексты.
«По крайней мере, я других таких случаев не знаю, — говорит композитор. — Мне давно хотелось написать к этим словам музыку, это мои любимые молитвы, я с ними встаю и ложусь. Моя мечта, наконец, осуществилась. Писал сердцем и, конечно, с молитвой».
Часто один и тот же текст исполнялся разными голосами, они перекликались друг с другом, создавая, с одной стороны, ощущение важности каждого голоса в хоре, с другой подчеркивая, что молитвенное правило — это дорога борьбы со страстями. Например, «Молитва Оптинских старцев» начиналась многократным повторением начального слова «Господи» разными певцами в басовых регистрах, настраивая слушателей на молитвенное восприятие остального текста. Также подчеркнуто отдельно прозвучала фраза «Научи меня, Господи, молиться».
Исполнение сопровождалось визуальным рядом: на сцене стояли светильники в виде церковных подсвечников, на заднюю стену проецировались изображения Казанской Богоматери, рублевской «Троицы», других известных икон, сообщает сайт Петербургской митрополии.
Второе отделение открылось исполнением пьесы для струнного оркестра «Голгофа». Его предварило чтение Николаем Буровым соответствующего евангельского отрывка (Мк. 15, 1−20).
В произведении «Приношение Востоку» наряду с традиционными инструментами симфонического оркестра, струнными и духовыми, принимает участие народный армянский инструмент дудук. Завершало концертную программу произведение «Путь к Храму» — единственное исполнявшееся раньше, в Германии, так что это — российская премьера. Тема произведения — борение со страстями, поиск дороги к Богу. Диссонансная музыка в финале сменяется гармонией. Действо сопровождается хореографией: молодые артисты Театра юношеского творчества исполняют нечто среднее между балетом и пантомимой. Главный персонаж хореографического действа — некто Янус, его костюм и грим наполовину черные, наполовину белые: этим подчеркивается, что темное и светлое начало существуют в самом человеке, и какое победит — зависит в первую очередь от него самого.
В Петербурге прошел концерт духовной музыки Александра Сойникова Православный композитор впервые положил на музыку тексты из утреннего молитвенного правила...