Новый экскурсионный проект представлен на Смоленском кладбище Петербурга…
О православном кладбище, как месте воскресения из мертвых, рассказывает новый проект, представленный петербургским экскурсионным бюро «Умные прогулки». Одна из первых таких познавательных экскурсий состоялась 23 августа.
«Кладбища с древних времен были сакральными местами. Эта традиция происходит из дохристианского культа, формы которого переняли первые христиане. Они закладывали престолы храмов на могилах мучеников и совершали на них Божественные литургии. Впоследствии связь стала обратной: люди хоронили близких на территории вокруг храма. Принципиальным был момент — хоронить внутри церковной ограды или снаружи (то есть на освященной земле или же в земле „мира сего“, как в случае с самоубийцами). Считалось, что присутствие храма, ежедневная молитва и звон колоколов должны сопровождать христиан как при жизни, так и после смерти. По всеобщем воскресении первое, что предстанет перед глазами восставшего из праха, будет церковь — источник его спасения», — цитирует экскурсовода Елизавету Белову сайт Петербургской митрополии.
Тем, кто хочет углубиться в настоящий духовный мир, взглянуть на кладбище серьезно, и адресован новый маршрут. В качестве его ведущих выступают хорошо подготовленные люди — краеведы, журналисты, филологи, культурологи. На протяжении маршрута ведется рассказ о православии для людей светских, но интересующихся, а также для иностранной аудитории, как светской, так и относящейся к другим конфессиям.
Смоленское кладбище известно благодаря захоронениям Александра Блока, Петра Тянь-Шаньского, Федора Сологуба. Здесь же покоятся мощи небесной покровительницы Санкт-Петербурга — Ксении Блаженной.
Однако экскурсия показывает кладбище и иной стороны — в контексте всего «кладбищенского ожерелья» Васильевского острова, в которую вошли также лютеранское, армянское кладбища и территория так называемых «советского» захоронения на берегу реки Смоленки.
Экскурсанты узнают, как через захоронения выражены религиозные и национальные ценности народов, которые жили и живут в северной столице, а также особенности мировоззрения петербуржцев разных эпох.
«Монументальные надгробия, скульптурные композиции, трогательные эпитафии предназначены для потомков, чтобы они помнили и поминали усопших, молились за них и, приходя на кладбище, чувствовали „времен связующую нить“. Кладбище — это, в первую очередь, место живых, потому что у Бога нет мертвых», — уверены авторы проекта.