В этом году форум музыковедов-медиевистов посвящен юбилею преподобного Сергия Радонежского…
«Преподобный Сергий Радонежский и судьбы древнерусской певческой традиции» — такова тема ежегодных научно-творческих Бражниковских чтений, прошедших с 8 по 11 апреля в Санкт-Петербурге в рамках празднования 700-летия со дня рождения игумена Земли Русской.
В день их открытия в Малом зале Консерватории прошел концерт древнерусской музыки «Радуйся, Сергие богомудре». Заместитель председателя ОРОиК иерей Илия Макаров поздравил собравшихся с началом замечательного делания и огласил приветственное слово ректора СПбПДА архиепископа Петергофского Амвросия — создателя знаменитого Сретенского хора.
«Подлинное музыкальное искусство в своей глубинной сути перекликается с монашеским подвигом, ведь целью обоих призваний является подражание ангелам. Монах отрекается от мира ради постоянного и всецелого пребывания с Богом, ради пребывания в Его неизреченной любви — и через это принимает ангельский образ. Музыкант, композитор, певец — все они, вдохновляясь Божественной любовью, творят нечто прекрасное, отрывающее от житейской суеты, возносящее в вечности Самого Создателя», — отмечено в послании.
Все коллективы, принявшие участие в концерте, связаны с творческой и научной работой кафедры древнерусского певческого искусства (ДПИ) петербургской Консерватории. Руководители практически всех ансамблей воспитывались на этой кафедре, росли и взрослели как творческие деятели, исследователи.
Со сцены концертного зала прозвучали покаянные стихи, вышедшие из монастырских стен и ставшие прародителями мощной ветви богослужебного певческого творчества. Были исполнены уникальные песнопения по древнерусским певческим манускриптам XVII века, хранящимся в Троице-Сергиевой лавре и северных обителях — Кирилло-Белозерской, Соловецкой, Антониево-Сийской. Также прозвучали композиции из рукописей государевых певчих дьяков и певчих храмов Пошехонья, Великого Новгорода и Выго-Лексинского общежительства.
Ансамбль петербургской Консерватории «Знамение» под руководством Татьяны Швец выступил совместно с мужским хором Вологодской филармонии имени Валерия Гаврилина (художественный руководитель — заслуженный артист России Альберт Мишин). Их программа была посвящена преподобному Сергию Радонежскому, «небесному человече, земному ангелу и святой обители Духа Святаго».
Прозвучало реконструированное к нынешним чтениям величание преподобному Сергия — семиголосная партесная композиция, созданная в скриптории — мастерской по переписыванию книг Кирилло-Белозерской обители в середине XVIII века.
Свое мастерство показал ансамбль древнерусского певческого искусства «Ключ разумения» под руководством выпускницы кафедры ДПИ Наталии Мосягиной. В этом году он отмечает десятилетие творческой деятельности.
Расшифровка песнопений побуждает к творчеству. Это поиск выразительных средств для передачи всей тонкости распева, поиск звукоизвлечения, реконструкция чинопоследований для Богослужения, и, в том числе, авторский взгляд на старинные церковные распевы. Кульминацией концерта стал кондак из акафиста преподобному Сергию, воспетый всеми участниками, сообщает портал Вода Живая.
Бражниковские чтения с участием исследователей из России и зарубежья ежегодно, проходящие в 40-й раз в Санкт-Петербурге, посвящены выдающемуся исследователю древнерусского певческого искусства Максиму Бражникову (1904−1973) — основателю кафедры ДПИ и всей современной научной школы русской музыкальной медиевистики.
Конференция 2014 года собрала лучшие силы учёных-медиевистов как нашей страны, так и зарубежья. В течение трех дней они представляли свои доклады, многие из которых были посвящены связи средневековой монашеской традиции с древнерусским певческим искусством.