Русская линия
Сводка новостей от 10 декабря 2013

Уникальная икона «Чудо Георгия о змие» представлена в Москве

Выставка «Чтимый небесным царем воин» открылась 6 декабря в Музее русской иконы в Москве, передает Седмица.Ru. В экспозиции только одна икона «Чудо Георгия о змие» — уникальное произведение новгородского искусства XVI века из фонда этого музея. В преддверии зала, где выставлен единственный экспонат, посетителей встречает мультимедийное шоу, подготавливающее к восприятию художественных особенностей иконы, акцентирующее внимание на образности, красоте линии и колорита через вибрации звука, цветовые и световые эффекты.

Как рассказал на торжественном открытии выставки создатель Музея русской иконы, предприниматель и меценат Михаил Абрамов, уникальный памятник был неизвестен до 1920-х гг., когда его приобрел ленинградский кинодраматург и писатель Никодим Гиппиус (1918−1996). По словам М. Абрамова, к концу жизни этот творческий человек, имевший большое собрание древнерусского искусства, стал «коллекционером одного памятника»: подобно купцу из евангельской притчи, продавшему все свое состояние ради одной многоценной жемчужины, Н. Гиппиус тоже продал все свои сокровища, чтобы приобрести этого «Георгия». Икона была показана им лишь однажды, в 1974 г., на большой выставке икон из частных коллекций в Музее древнерусского искусства им. Андрея Рублева, и, как подчеркнул М. Абрамов, стала там «иконой номер один», была признана специалистами «мега-шедевром мирового уровня». Однако потом памятник почти на 40 лет выпал из поля зрения искусствоведов, но о нем многие помнили. И вот недавно образ св. Георгия был обнаружен сотрудниками Музея русской иконы в петербургском собрании художника М.Л. Звягина, получившего икону от вдовы ее первого владельца. Теперь она является частью собрания московского Музея на Гончарной. Началу новой жизни обретенного памятника и посвящена данная выставка.

Куратор экспозиции, историк древнерусского искусства Ирина Шалина объяснила многочисленным гостям презентации, почему было принято решение устроить выставку одного памятника. «Это неслучайно. Есть такие иконы, с появлением которых история искусства приобретает четкие очертания. Такова эта икона. Она невероятно четко датирована — это вторая четверть XVI в., Новгород, время архиепископства здесь знаменитого святителя Макария. На данный момент это самая уникальная с точки зрения сюжета икона св. Георгия из тех, какие мы знаем: здесь встречается ряд деталей, которые мы не найдем больше нигде. С появлением этого памятника все фрагменты истории древнерусского искусства встают на свои места, выявляются важные закономерности», — сказала искусствовед. Представление о месте данного памятника в ряду других известных Георгиевских икон дает изданный специально к выставке каталог.

Около самой иконы «Чудо Георгия о змие» посетителей, подготовленных мульмедийным шоу, встречал экскурсовод Музея русской иконы Сергей Брюн. Он отметил, что памятник демонстрирует редкую для икон этого времени сохранность авторской живописи, а также объяснил, в чем заключаются особенности иконографии моленного образа. На иконе изображен самый излюбленный в византийской и русской иконографии сюжет: единоборство святого воина Георгия со змеем, что символизирует победу веры, добра и правды над силами зла. Образ лишен каких-либо житийных подробностей: св. Георгий, подбоченившись, сидит на высоком седле на белоснежном коне, правая его рука взметнула тонкое копье над поверженным змеем, выползающим из своей берлоги. Все самое необычное расположено в верхней части иконы: как правило, святого воина благословляет Десница Божья, расположенная в левом или правом верхнем углу доски, а ангел возлагает на главу святого мученический венец. Ангел присутствует и в представленной иконе, но в верхней части она имеет трехлопастное обрамление с небесными сегментами и поясными изображениями Христа и Богородицы, вручающими змееборцу мученический венец и пояс. По словам С. Брюна, изображение Богородицы в данном сюжете напоминает иконографию Покрова, а красные двойные отметки на Ее белом плате перекликаются с такой же раскраской препоясания св. Георгия. Обычно эта позднеантичная деталь костюма напоминала о высокопоставленном положении Георгия в иерархии римских воинов, в данной же иконе она является знаком особого покровительства Богородицы.

Поскольку в житии св. Георгия ничего не говорится о явлении ему Христа и Богородицы, можно предположить, что верхняя композиция заимствована из образов святителя Николая Мирликийского, где он представлен с аналогичными сценами Никейского чуда (медальоны с такими изображениями иллюстрировали житийный рассказ об участии святителя в Первом Никейском соборе, где после спора с Арием он был лишен епископского сана. Явившиеся ему ночью Христос и Богоматерь собственноручно вернули св. Николаю знаки святительского достоинства). Это наводит заведующего сектором древнерусского искусства Института искусствознания РАН Льва Лифшица на мысль о том, что икона может быть вкладной. «Образ мог быть заказан каким-то архиереем Георгием в связи с его хиротонией и вложен в какой-то храм. Хиротония — это всегда акт Божественного воления, знак непрерываемой апостольской миссии. Необходимы дальнейшие исследования этой иконы, которые могут вывести нас на какую-то личность», — сказал Л. Лифшиц в беседе с «Благовест-инфо».

Выставка открыта для посетителей с 7 декабря 2013 г. по 7 февраля 2014 г. Подробности на сайте Музея русской иконы.

Русская линия

Архимандрит Ефрем о духовном смысле событий в Греции: «Мы сейчас несём епитимью»
ЕС требует от греков принять закон, запрещающий в православных храмах чтение «оскорбительных» для евреев «антисемитских» отрывков из Евангелия...

Возрождая традиции Российской империи
В Орле прошли торжества, посвященные Дню Георгиевских кавалеров и празднику героев России...

В Москве установлен памятник герою Отечественной войны 1812 года генералу Матвею Платову
Митрополит Ставропольский Кирилл считает это свидетельством изменения нашего сознания, которое в годы богоборческой власти было сильно искажено...

День Георгиевских кавалеров, а не 23 февраля
День Героев России, отмечаемый 9 декабря, — вот истинный праздник защитников Отечества...

В Петербург прибыли мощи Св. Михаила Тверского и Анны Кашинской
Святыня будет пребывать в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры до 20 декабря...

По бирюлёвскому сценарию
В Арзамасе сегодня ночью прошёл «русский марш» — местная молодежь выступила против кавказского беспредела в городе...

Наталья Солженицына: «Рукописи Солженицына становятся памятниками веку, тяжёлому времени, которое прожила наша страна»
В Пушкинском музее в Москве открылась выставка «Александр Солженицын: из-под глыб», приуроченная к 95-летию писателя...

Владимир Путин внёс в Госдуму проект постановления об амнистии
Согласно этому документу, до Нового года из тюрем может выйти около 25 тыс. человек...

Западные «ювенальные технологии» для России неприемлемы
Представители общественности считают, что новый законопроект «Об основах социального обслуживания населения» позволит государству вмешиваться в частную жизнь семей...

Этот день в Русской истории
Сегодня мы чтим икону Божией Матери, именуемую «Знамение» и вспоминаем священномученика Кронида (Любимова)...

В рамках «Программы-200» в столичном районе Люблино будет возведен храмовый комплекс в честь апостола Андрея Первозванного

На телеканале «Культура» состоится премьерный показ фильма митрополита Волоколамского Илариона «Монастырь»

Древние колокола Новгородского кремля зазвонили впервые с 1929 года

В первом Заполярном городе Руси создан казачий круг

Завершилась многолетняя реставрация уникальных мозаичных икон, украшающих алтарь Спаса-на-Крови

В Бишкеке прошли II Международные Антониевские чтения, посвященные памяти схиархиепископа Антония (Абашидзе)

Маршрутки в Москве сменят на автобусы, приспособленные для инвалидов

Уникальная икона «Чудо Георгия о змие» представлена в Москве

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru