В Петербурге прошла пресс-конференция, посвящённая открытию фестиваля «Четыре века русской музыки»…
На минувшей неделе в Петербурге прошла пресс-конференция, посвящённая открывающемуся 17 сентября в Концертном зале Российской Национальной Библиотеки фестивалю «Четыре века русской музыки». С кратким вступительным словом к представителям прессы обратился художественный руководитель фестиваля Владимир Николаевич Шуляковский. Он, в частности, отметил, что концепция фестиваля — показ русской музыки, хронологически соответствующей эпохе правления Романовых — была наиболее логичной, и напрашивалась сама собой. «Тем не менее, сама возможность услышать в течение пяти вечеров столь разные явления как знаменный распев, петровский кант, клавирную музыку русских придворных композиторов 18 века, романсы, сочинённые Великим Князем Константином Романовым, является уникальной. Особую ценность концертам придаёт и то, что все коллективы, приглашённые к участию в этом фестивале, исповедуют „исторически ориентированный“ подход к исполнению. Это касается и ансамбля „Ключ разумения“, который поёт древние русские песнопения по знаменам (крюкам), а не в современной расшифровке, и коллективов из Новосибирска и Петербурга (Insula Magica, Российский ансамбль старинной музыки) которые используют точные копии инструментов 18 века. Даже для исполнения музыки Константина Романова будет использоваться уникальный рояль „Стенвей“ 1907 года, полностью соответствующий времени написания его произведений», — рассказал Шуляковский.
Выступившая затем кандидат искусствоведения, руководитель нотного отдела РНБ Ирина Федотовна Безуглова сказала, что не случайно фестиваль проходит в стенах Российской Национальной Библиотеки. «Уникальный нотный фонд, сохранившийся исключительно в РНБ стал основой большинства программ фестиваля. Любые нотные материалы, так или иначе связанные с Романовыми в советское время повсеместно уничтожались, и нам очень повезло, что исключительный статус нашей библиотеки позволил сохранить уникальные ноты в „спецхране“. В начале октября, наиболее интересные издания, связанные с российской императорской династией будут выпущены в виде красочного альбома „Романовы в музыке“. Эта книга, подготовленная сотрудниками нашего отдела, будет интересна не только историкам, но и всем любителям музыки», — сообщила Безуглова.
Последним слово взял Михаил Вячеславович Чуфырев, заместитель директора «Дома Москвы» в Петербурге. Он отметил, что Романовы вписали немало ярких страниц в историю отечественного искусства. «Екатерина Вторая, например, написала пять оперных либретто. Мало кто знает, что она инициировала издание одного из первых в России сборника русских пословиц. Великий Князь Константин Романов, занимая высшие государственные посты в России, тем не менее, находил время и для художественного творчества. А ведь он создавал произведения намного превосходящие любительский уровень. Известно, что даже А.А.Фет ценил вкус Великого Князя и просил у него совета. Работать так, как работал Константин Романов, мог только человек беззаветно преданный свой Родине, и бесконечно любящий своё дело. Этим качествам мы все можем поучиться у Романовых», — подытожил М.В.Чуфырев.
В заключение мероприятия в исполнении Вадима Клокова и Анны Борисовой прозвучала музыка П.И.Чайковского. Романсы на стихи Константина Романова, довольно органично прозвучавшие в переложении для фагота и фортепиано, встретили живой отклик у присутствовавшей в зале публики.