Сводка новостей от 25 апреля 2013 | |||||
|
Редкие фото памятника Александру III в советское время |
Когда я бываю в Санкт-Петербурге, я всегда приезжаю к этой скульптуре и многому учусь, всегда стараюсь наблюдать, анализировать, вдохновиться от этой работы, потому что в ней есть действительно и монументальность, и собранность, и мощь, и эмоционально очень большой посыл. Это не пустая бутафорская работа, где вылеплены все пуговицы, все шпоры, все подковы и волосы на гриве и хвосте коня. Там как раз есть то, что действительно отличает высокое искусство от подделки, от внешней работы. Там есть образ, и каждая деталь говорит о той силе, которую автор закладывал в это творение.
Для памятника был создан очень сильный и мощный постамент. Место было выбрано совершенно замечательное — у Московского вокзала, на Знаменской площади рядом с храмом. Всё было в удивительной, замечательной органике. Грустно, что мы потеряли то, что было изначально при замысле авторов. Когда мы переносим памятник Пушкина с одного места на другое, я имею в виду Страстной бульвар, Москву, всё равно это уже определенные потери. Вещь была удивительно сработана с учётом именно конкретной обстановки.
Слава Богу, руководителям хватило ума и чувства сохранить этот памятник, хотя он был подписан к переплавке. Мы знаем, какие невероятные потери у нас были, и погибшие памятники Опекушина, в том числе Императорской семьи в Москве у храма Христа Спасителя, и памятник генералу Скобелеву, и так далее, перечислять можно очень много.
Но памятник Александру III жив, и я знаю, что общественность неоднократно пыталась вернуться к теме восстановления этого монумента на его прежнем месте. Конечно, как скульптор, как человек, который поставил на сегодняшний день уже шестой полномасштабный конный монумент, я искренне обеспокоен тремя вещами. Во-первых, памятник сейчас стоит у Мраморного дворца, но ему там плохо, тесно. Это не то место, которое достойно такого рода памятника и памяти самого Александра III, ему нужна площадь, нужен простор. Второе, что меня беспокоит, это его состояние. Год назад я визуально обследовал его — у памятника большие потери: потеряна шпора, часть узды, на корпусе памятника появились трещины. Бронза, это материал, который подвержен деформации, и если в таком виде памятник содержать ещё несколько лет, траты на его реставрацию могут быть достаточно существенные.
Третье, что меня волнует, это, конечно, место установки. Очень радостно слышать, что инициатива по восстановлению памятника исходит от представителей Администрации Санкт-Петербурга. В своё время целый ряд известных людей написали письмо на имя Георгия Полтавченко с просьбой вплотную подойти к этой теме. И вот Администрация решила взять эту проблему на контроль, и мы можем только приветствовать это начинание. Важно найти, действительно, достойное место для этого монумента. Конечно, самое лучшее, если бы удалось вернуть памятник на его прежнее место на Знаменской площади. Если же этого нельзя сделать по объективным причинам, то надо как минимум подобрать площадь, равноценную той, что была у Московского вокзала. Тут можно было бы обратиться к петербургским архитекторам, а может быть и объявить международный конкурс.
Потому что когда мы говорим об этом монументе, надо помнить, что это мировой шедевр, достояние наций. В России единицы таких памятников. В Санкт-Петербурге можно назвать из таких произведений разве что «Медный всадник» Фальконе. Но надо сразу сказать, что если мы будем в Париже и посмотрим там конные памятники, то увидим, что Фальконе взял схему от нескольких памятников. Я назову только памятник Луи XIV на одной из площадей Парижа — это вздыбленный конь, опирающийся на собственный хвост и на две задние ноги. То есть схема была придумана кем-то, а он разработал свою версию. Здесь же совершенно новаторское произведение, особенно по тем временам, очень монументальное, мощное и сильное. Такой мощной скульптуры в то время не было ни в одной стране мира. Может это покажется и не очевидным, но я сравнил бы это творение с нашими монументальными иконами времени Андрея Рублева и московской школы XV — XVI век. Та же сила, та же экспрессия, мощь — вот такая получается перекличка в веках. И как бы было здорово, если бы мы снова, приезжая на Московский вокзал в Санкт-Петербурге, могли с гордостью восхищаться этой работой".
Русская линия
Владимир Суровцев: Было бы великолепно, если бы удалось вернуть памятник Александру III на его прежнее место Известный российский скульптор всячески приветствует инициативу петербургских властей восстановить шедевр Паоло Трубецкого на Знаменской площади... |
Арабы-мусульмане захватили участок, принадлежащий монастырю св. Лазаря в Вифании