Мы видим, что в земной жизни часто встречается несправедливость. Нередко зло остаётся без наказания, а добродетель — без заслуженной награды. Некоторые люди, видя, сколько в мире творится зла, даже начинают сомневаться в бытии Божием. Они говорят: «Если Бог есть, как Он допускает всё это?» Но надо учитывать, что кроме этой земной жизни ещё будет жизнь вечная и будет Страшный суд Божий. Мы верим, что там справедливость, наконец, восторжествует, овцы будут отделены от козлищ и, и каждый получит то, что заслужил. Истину о Страшном Суде открыл людям Сам Спаситель, и она отрезвляюще действует на каждого благоразумного человека.
Вникнем, что пишет о страшном суде святитель Димитрий Ростовский чтобы получить о нём хотя бы некоторое представление:
«Во 2-е свое пришествие на землю, когда Христос Бог наш приидет со славою, во-первых, услышится перед ним глас трубы архангельской, по всей вселенной трубящей, всех призывающий на суд и мертвых от гробов восставляющий, «вострубит бо, и мертвые восстанут нетленны» (1 Кор.15,22). Здесь страх великий будет грешным, когда глас трубный повелит каждой душе войти в своё тело: в тело, которое было обращено в прах, а тогда повелением Божиим, снова придёт в прежний вид. Как зерно пшеничное, в земле посеянное, хотя и истлевает, но в своё время прорастает и порождает траву, потом колос, и приносит плод — так и тело человеческое умершее и истлевшее, ставшее прахом, в одно мгновение от гласа трубы приобретёт силу роста и вернётся к бытию, и оживотворится душою.
В то время будет, говорю вам, страх душе грешной, выпущенной из темниц адовых и от уз смертных к телу, чтобы соединиться с ним. Ибо когда приступит к телу своему, увидит его не таким, какое оно было прежде в жизни сей, но изменённое. В жизни сей было оно лепотно, доброзрачно, краснолично, любезно, а тогда будет безобразно, нелепо, скаредно, гнусно и ужасно, аки некое страшилище, как обугленная головня, уже прежде ввержения во ад аки живый ад сущее.
Узревши это, грешная душа начнёт ужасаться тела своего и гнушаться им, как мерзости нестерпимой, и трепетать, не хотяще входить в него; но войдёт и не хотяще, Божиим повелением принуждаемая, в мерзостное и страшное своё тело, с которым когда-то не хотело разлучаться. Соединится с ним не как раньше с единородным своим другом, но как с ненавидимым врагом, смердящим псом и трупом, исполненным тления. Тогда начнёт одно другому досаждать, одно другого окаевать и проклинать.
Скажет душа телу:
— Проклято ты обаянное тело, что сластолюбием твоим прельстило меня, и ввело меня в лютые беззакония.
Скажет и тело к душе:
— Проклята ты, обаянная душа, что ты худо управляла мною, и разумом, от Бога тебе данным, не удерживала меня как уздою от злых дел, и когда желало я греха — ты соизволяла и содействовала еси, и вместе мы прогневали Создателя нашего Бога.
Опять скажет душа к телу своему:
— Проклято ты, окаянное тело, что отягощалося всякий день объядением и пьянством, и меня в бездну адскую погрузило еси.
Снова ответит тело:
— Проклята ты душа моя окаянная, ибо из одного и того же блюда со мною ела, и из одной чаши со мною пила, воздержанию же меня и себя не научила еси.
Скажет и ещё душа:
— Горе тебе, окаянное тело моё, что озлобляло ты ближнего, грабило и похищало чужое.
Тело же ответит на это:
— Горе и тебе окаянная душа, что во всём этом ты была мне помощницей: ты на гнев и ярость подстрекала меня, ты на лакомство и любостяжание соблазняло меня, грабить и похищать чужое. Ты во всём способствовала мне, во всём была мне наставником, и без тебя я ничего не творило, что творило.
Так друг с другом препирающеся, друг на друга ярящеся, друг друга укоряюще и клянущее, аки ярые псы друг с другом связанные и грызущиеся, изыдут, или, лучше сказать, извлечены будут немилостивыми ангелами из гроба на суд, принять по делам своим осуждение.
После этого настанет другой страх: от обличения всех бесстыдных, скаредных дел греховных и от стыда великого. Ибо, воскресшему грешнику от гроба, сразу обличатся все грехи его, и явными станут пред всей вселенной.
Все те дела его, которые он в тайне, в сокровенном месте, во тьме нощной без свидетелей соделал есть. Знаете вы, что самое естество человеческое обличения злых дел своих боится, стыдится и не любит?
Не любит злодей, аще кто обличает злодеяние его, почему и говорит Писание: «Не обличай злых, да не возненавидят тя». Будет ли кто поистине тать, назови его пред всеми людьми вором — возлюбит ли? Будет кто поистине убийца: назови его пред людьми убийцей — приятно ли ему то будет? Будет кто поистине грабитель, хищник, притеснитель: назови его пред людьми таковым — возлюбит ли тебя? Будет ли кто его поистине в скверных блудных делах аки свиния в грязи валяяся, назови его пред людьми блудником, прелюбодеем — не исполнится ли стыда и не возненавидит ли тебя?
Помыслим же, какой страх и какой стыд будет в день оный, когда все наши злые, скаредные дела, не только делом соделанные, но и словом изречённые, и в уме помышленные, обличатся пред всею вселенною, ибо смотреть на то будет не только наша братия — грешники, но и всех святых лики, пророки, апостолы, мученики, святители, преподобные и праведные — все увидят наши злые дела и удивятся нашему бесстыдству: как мы таковое дерзнули сотворити.
Тогда поистине исполнятся слова Евангельские «нет ничего сокровенного, что не открылось бы, и тайного, чего не узнали бы. Посему, что вы сказали в темноте, то услышите во свете, и что говорили на ухо внутри дома, то будет провозглашено на кровлях».
Такими и подобными словами описывает святитель Димитрий Ростовский страшный суд Божий, но на самом деле человеческий язык не в силах дать о нём полного представления.
Наступающая седмица — последняя перед Великим Постом. Она установлена святыми Отцами для постепенной подготовки к строгому воздержанию. Уже исключается мясная пища, в среду и пятницу службы в храме уже похожи на постовые: литургия не совершается, читается молитва Ефрема Сирина. Но многие люди воспринимают эту седмицу не как подготовку к Посту, а иначе: они стараются в эти дни наесться и навеселиться так, чтобы хватило до самой Пасхи. Это неправильно, Господи, прости нас грешных.