В евангельской притче о блудном сыне, в преддверии Великого Поста, Церковь раскрывает нам учение о покаянии. В этой притче можно увидеть главные этапы покаяния.
1. Первый этап – призыв Божией Благодати. Это предваряющее воздействие благодати Божией на грешника отмечается уже в книге Деяний Апостольских. Пути и способы, посредством которых благодать Божия воздействует на человека, могут быть очень разнообразны. Здесь уместно вспомнить обращение Савла, когда по пути в Дамаск ему явился Христос. В результате гонитель Савл стал святым Апостолом Павлом. Ещё один случай. Когда ап. Павел беседовал с собравшимися женщинами из города Фиатиры, его слушала и Лидия, продавщица дорогих тканей из этого города. «Господь отверз сердце ея внимать глаголам Павла» (Деян. 16:14). Здесь ясно отмечено действие предваряющей благодати Божией во время проповеди, в результате чего крестилась сама Лидия и домашние её.
А вот пример из современной жизни. Молодой человек ранним утром мчался по городу на легковом автомобиле. Благо, дорожных инспекторов поблизости не было видно. Перекрёсток обрисовался слишком поздно, и мощная машина, легко преодолев бордюр и придорожную горку, влетела капотом в низкое окно придорожного здания. Здание оказалось епархиальным управлением Русской Православной Церкви. У молодого человека есть серьёзные причины задуматься о смерти, о Боге, о смысле жизни.
В притче о блудном сыне таким событием послужил голод, поразивший его в далёкой стране. Господь вразумил его скорбью. Так бывает нередко – лишь когда соберутся тучи и грянет гром, мы начинаем испуганно креститься. Внимая воздействию предваряющей благодати, человек начинает сознавать свою греховность, чувствует свою безмерную вину пред Богом. У каждого человека в жизни бывает несколько таких случаев, когда благодать призывает его. Как ответит человек на призыв Божий?
2. Второй момент обращения к Богу так и называется — ответ человека на призыв Божий. Блудный сын в притче отозвался так: «..Встану я и пойду к Отцу моему».
Не всегда человек отзывается. Но даже неверующий понимает, что призывы были, и поэтому на суде Божием никто не сможет оправдаться, что не было случаев, которые бы привели его к Богу.
3. Ответ на призыв Божий приводит человека к осознанию своей греховности и раскаянию. Это третий момент обращения грешника.
Осознание греха — действие ума, а раскаяние – действие чувства. Раскаяние – это чувство сожаления, что грех сделан. На этом этапе человек должен принять решение порвать с грехом и идти с просьбой о помиловании к Небесному Отцу, то есть на Исповедь. Блудный сын из евангельской притчи выразил его такими словами: «..Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном Твоим».
4. Дальше происходит встреча Бога и кающегося грешника в таинстве Исповеди. Грешнику необходимо перед лицом Божиим исповедать грехи свои и признать свою виновность. В притче о блудном сыне это выражено словами: «Отче, согрешил я на небо и пред Тобою, и уже недостоин называться сыном твоим, прими мя хотя бы в число наёмников твоих». Это те же самые слова, которые он уже говорил прежде наедине с самим собой. Теперь он говорит их Богу в присутствии священника.
5. В конце притчи Бог по-отечески прощает блудного сына и в его лице каждого покаявшегося грешника. Он даёт ему новую одежду, обувь, перстень, устраивает праздник. Эти предметы одежды означают различные духовные дары, необходимые для благочестивой жизни, например, новая одежда — прощение грехов; перстень указывает на восстановление сыновства. Обувь нужна, чтобы ходить по путям Господним. Она означает благодатную помощь в исполнении Заповедей. Праздник и телец, по мнению многочисленных толкователей, – это Литургия и Причащение.
Слово Божие говорит нам о неразрывной связи между раскаянием грешника и его прощением. Если грешник искренне кается, он будет обязательно прощён Богом. «Радость бывает на небесах об одном грешника кающемся».
+ + +
В притче заложен необыкновенно глубокий смысл. В ней рассказывается, как человек уходит от Бога, и потом возвращается. Можно стать блудным сыном на несколько дней. Это когда мы совершаем большой грех, но потом идём в храм, исповедуемся, причащаемся и, таким образом, примиряемся с Богом и со своей совестью. Можно стать блудным сыном лет на 15, на 20. Это когда мальчик или девочка ходят в храм с родителями, а после окончания школы увлекаются мирской жизнью. Некоторые даже за границей ищут денег и своего счастья. И уже сознательно приходят к Богу, к вере уже в солидном возрасте.
Но блудным сыном может быть и целый народ. И Русский народ не в последнюю очередь. Скоро он до конца проблудит своё наследство, доставшееся ему от великой державы. Потом наймётся в услужение к западному хозяину, а тот пошлёт его пасти свиней. Потом наступит голод, когда будет в большую радость корм, предназначенный для животных. Голод в притче – это не только, когда нечего есть, это – когда всё плохо: то пожары, то ядовитый дым, то неурожай, то эпидемия, то нашествие иноплеменников, генномодифицированные продукты, ювенальная юстиция, то преступность, то плохие законы, то плохая власть, и не видно этому конца. Может быть, это заставит русского человека вспомнить про Отца Небесного, вернуться в Дом Божий? И тогда Бог возвратит ему прежнее достоинство, красивую одежду, обувь, перстень, и устроит для него праздник. Очень мудрая притча о блудном сыне, которую мы сегодня слышали, даёт нам надежду на это.