Фарид Салман: Ваххабитов можно победить только силой
Известный исламский богослов констатирует резкое увеличение религиозных радикалов в Татарстане…
Глава Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС — Всероссийский муфтият), известный богослов Фарид Салман выступил на научной конференции «Религиозное влияние Северного Кавказа на Поволжье: проблема исламского фундаментализма», прошедшей накануне в Казани. В своем докладе он заявил, что духовные управления мусульман не способны справиться с ваххабизмом и что преодолеть его под силу лишь государству.
«Никакой схемы, кроме предложенной Рамзаном Кадыровым, для борьбы с ваххабизмом нет», — приводит слова Салмана портал Интерфакс. Представитель РАИС уточнил, что понимает под методами Кадырова поддержку традиционного ислама и отказ от переговоров с ваххабитами. «Силами духовных управлений мусульман ваххабизм не может быть побежден, только государство в состоянии это сделать», — резюмировал исламский богослов.
Он выделил три этапа влияния ваххабизма с Северного Кавказа на Татарстан в новейшей истории: первый период — с момента распада СССР до начала Второй чеченской войны (1991 — 1999), второй период был временем наибольшего благоприятствования контактам кавказских и поволжских ваххабитов и охватывает время руководства Гусмана Исхакова Духовным управлением мусульман Татарстана (1999 — 2011), третий период — последние три года, когда стало очевидным воздействие деструктивных процессов в религиозной сфере, проходящих на Северном Кавказе, на Поволжье.
«Если в 2000-е годы кавказского сегмента было крайне мало в казанских мечетях, то сейчас он заметен, особенно по причине попавших под влияние кавказских ваххабитов татар», — считает Салман.
В свою очередь глава Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Раис Сулейманов отметил, что в период существования «независимой Ичкерии» (1996 — 1999) наряду со светскими татарскими националистами в Чечню направлялись некоторые татары из религиозных побуждений — с целью прохождения военной и идеологической подготовки в лагере «Кавказ» Хаттаба и Шамиля Басаева в Введенском районе Чечни.
Одним из таких был Руслан Хабибуллин из Кировской области, более известный как Фатих-хазрат, который ныне продолжает свою пропаганду среди татарской молодежи Нижнекамска.
По мнению Раиса Сулейманова, сейчас поток отправляющихся из Поволжья в Дагестан для прохождения боевой подготовки увеличился. При этом есть татары, которые принимают участие в терактах в Дагестане. Так, 41-летний житель Нижнекамска, член местной ОПГ «Машовские» по кличке Фора весной 2010 года подорвал милицейский участок в Кизляре.
«Тот факт, что первый „амир“ Татарстана Мухаммед (настоящее имя — Раис Мингалеев) публично присягнул Доку Умарову на верность, свидетельствует о начале координации действий между ваххабитами Северного Кавказа и Поволжья», — полагает эксперт.
Он сообщил, что сегодня среди татарской ваххабитской молодежи второе место по популярности после Саида Бурятского занимает 32-летний салафитский проповедник Абу Умар Саситлинский (настоящее имя — Исраил Ахмеднабиев).