Патриарх Кирилл: Святитель Николай был духовным мостом между нашими народами
Предстоятели Русской и Японской Церквей совершили Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио…
16 сентября 2012 года, в неделю 15-ю по Пятидесятнице, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, совершающий Первосвятительский визит в Японию, возглавил Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио. Святейшему Патриарху сослужили Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви митрополит Токийский и всей Японии Даниил и японские клирики, сообщает Патриархия.Ru.
В собор на Патриаршее богослужение собралось множество верующих Японской Автономной Православной Церкви и соотечественников, живущих в Японии. Божественная литургия совершалась на японском и церковно-славянском языках.
На малом входе Святейший Патриарх возвел иеромонаха Герасима (Шевцова), насельника Свято-Троицкой Сергиевой лавры, несущего послушание в Воскресенском соборе Токио, в сан архимандрита.
По завершении богослужения к Святейшему Патриарху Кириллу обратился митрополит Токийский и всей Японии Даниил, который, в частности, сказал: «Мы очень рады приветствовать Вас в Японии, в этом святом храме и участвовать вместе с Вами в торжествах в честь святителя Николая Японского». Как отметил владыка Даниил, прошло уже полтора века с того времени, как святой равноапостольный Николай принес Православие на японскую землю; здесь была насаждена им православная вера, основана Церковь, которая существует и поныне.
«В истории очень часто бывает, что за сто лет дела человеческие забываются, но дела Божии остаются в веках, — сказал далее Предстоятель Японской Автономной Православной Церкви. — Дела Божии, которые были явлены через святителя Николая, останутся навсегда, они живут в сердцах японских христиан. И хотя история нашей Церкви пока небольшая и насчитывает всего 150 лет, мы верим, что продлится она на многие сотни лет. Мы будем продолжать дело святителя Николая на японской земле среди нас, японцев, на японском языке».
«Еще раз я хочу выразить нашу огромную благодарность за Вашу постоянную поддержку, за любовь, за пастырство», — сказал владыка Даниил, обращаясь к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу.
Обращаясь к присутствующим, Святейший Патриарх выразил радость от посещения Японии в связи с торжествами, приуроченными к сотой годовщине со дня блаженной кончины равноапостольного Николая Японского. Далее Предстоятель РПЦ в частности сказал:
«Сегодняшнее Евангельское апостольское чтение помогает нам понять, почему святитель Николай просветил более 33 тысяч человек, обратил их ко Христу, почему он стал великим миссионером. На вопрос, какая из заповедей самая большая, Спаситель ответил: «Возлюби Господа Бога и ближнего своего, как самого себя» (см. Мф. 22:37−40).
Заповедь — это закон, это некое правило. Но давайте подумаем: можно ли по правилу и по закону полюбить человека? По закону можно не убивать человека, не красть. Можно, хоть это и труднее, не обманывать. Но как по закону можно полюбить? А ведь Господь сказал, что именно заповедь о любви является первой и самой главной заповедью, то есть первым и самым важным законом для людей.
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, я хотел бы здесь, в Японии, сослаться на самурайскую мудрость — вам она известна, наверное, лучше, чем мне. Самураи говорили, что путь их — это путь смерти, что самурай должен жить так, как будто его тело мертво. Тогда он себя освобождает, делает сильным, независимым от смерти, у него исчезает страх.
В сегодняшнем послании апостола Павла к Коринфянам мы тоже встречаем слова о смерти. Апостол говорит, что мы должны носить мертвость Господа Иисуса Христа в телах наших, чтобы жизнь во Иисусе принадлежала нам (см. 2 Кор. 4:10). У всех святых отцов, которые писали об этом, мы встречаем только одно толкование: смерть Христа в нашем теле — это наша способность сораспяться Христу, как бы вместе с Ним принять распятие и, сораспинаясь Ему, не убивать свое тело, а убивать и преодолевать грех, который есть в нашем существе.
Подобно тому, как Христос взошел на Крест, жертвуя Собой ради людей, и мы, сораспинаясь Ему, открываем свои сердца к тому, чтобы встать на путь подвига и жертвенности во имя другого человека. Именно через самопожертвование открывается нам тайна любви человека к Богу и к другому человеку. Бог каждому человеку может дать дар любви, часто он вспыхивает, как порох — ярко и мгновенно, с огромной силой. Но мы знаем, что очень часто этот огонь потухает — ведь для того, чтобы любовь существовала, человек должен уметь жертвовать собой. И когда супруги отдают себя друг другу, жертвуют себя друг для друга, когда-то же самое происходит в отношениях между родителями и детьми, тогда и присутствует любовь, которая неподвластна времени. Она является великой силой, которая преображает человека.
Тайна успеха трудов святителя Николая — в том, что он жил такой любовью. Он отдавал себя другим без остатка. И только любовь к людям, а также крепкая вера в Господа и любовь к Нему были причиной его огромного миссионерского успеха. Святитель Николай при жизни своей учил людей, но и после его смерти, вглядываясь в его жизненный путь, размышляя над подвигом его жизни и над успехом его миссии, мы так же учимся от него, как учились его современники.
Мы верим, что святитель Николай, который одновременно принадлежал Японии и России и был духовным мостом между нашими народами, молится о том, чтобы сегодня возникло множество таких мостов, множество связей, которые прочно держали бы в единодушии и единомыслии, а по возможности, и в любви два народа, живущих рядом".
В заключение Святейший Патриарх Кирилл также передал в дар Японской Автономной Православной Церкви портрет святого равноапостольного Николая и Тихвинскую икону Пресвятой Богородицы. Все собравшиеся в храме получили образки святителя Николая Японского с Патриаршим благословением.
Патриарх Кирилл: Святитель Николай был духовным мостом между нашими народами Предстоятели Русской и Японской Церквей совершили Божественную литургию в Воскресенском кафедральном соборе Токио...