Реставрация иконы Богоматери Боголюбской начнется в апреле
Владимиро-Суздальский музей-заповедник завершил обследование состояния образа Богоматери Боголюбской — иконы созданной в XII веке, и планирует начать первый этап реставрации в начале апреля нынешнего года, сообщает Седмица.Ru.
Как сообщила накануне на пресс-конференции генеральный директор музея Светлана Мельникова, «обследование иконы проведено совместно с Государственным научно-исследовательским институтом реставрации (ГосНИИР)».
«При проведении 3D-сканирования обнаружены изменения рельефа доски — вспучивания, провалы, пустоты и изменения структуры дерева. Кроме того, обнаружены разрушения грунта и слоев краски. Выявлено три аварийных участка разрушения, которые будут реставрироваться в первую очередь», — сказала она.
Накануне музей объявил конкурс на проведение реставрационных работ стоимостью 2,991 миллиона рублей. По окончании конкурса будет заключен контракт.
По словам Мельниковой, «уникальная икона нуждается в уникальных специалистах».
«Таких в стране немного, и мы видим только одну организацию, имеющую высококлассных специалистов и способную профессионально провести реставрацию — это ГосНИИР. На полную реставрацию потребуется не 5−6 лет, а значительно больше», — сказала она.
Реставрация будет проводиться во Владимире, поскольку икона не подлежит транспортировке.
Как пояснила журналистам реставратор музея Нина Тараканова, последняя реставрация иконы проводилась в 1958 году и длилась 20 лет. Икона вернулась в музей только в 1978 году и была помещена в Успенский собор Княгинина монастыря во Владимире. Летом 2009 года на иконе была обнаружена плесень, в связи с чем она была изъята из собора и помещена в специальное помещение музея, где созданы благоприятные условия хранения — установлена температура 18−19 градусов и влажность 49−50%. В настоящее время икона находится в стабильном состоянии, и процесс ее разрушения приостановлен. Специалисты музея осуществляют два раза в неделю мониторинг состояния реликвии.
Напомним, что заведующий отделом древнерусского искусства Института искусствознания Лев Лифшиц, комментируя два года назад состояние образа, заявил, что икона «тяжело больна».
Говоря о плачевном состоянии иконы, Лев Лифшиц напомнил, что памятник был передан музейщиками в Успенский монастырь в 1993 г., а в 1998 г. для иконы была построена специальная климатическая витрина, которая могла выполнять свою функцию только в сочетании со специальными дефендерами-осушителями. Однако монастырь неоднократно грубо нарушал условия хранения иконы и содержания памятника архитектуры XVI в. Об этом побробно рассказывается в статье прежнего генерального директора Владимиро-Суздальского музея-заповедника Алисы Аксеновой.
В результате икона пропиталась таким количеством влаги, что, по самым осторожным прогнозам реставраторов, она сможет освободиться от нее, «высохнуть», не менее, чем за полгода. Можно ли будет в таких условиях спасти красочный слой, пока не может сказать никто, добавил Лифшиц.