Монахиня Иулиания (Денисова): «Чтобы писать музыку на богослужебные тексты, надо быть верующим человеком»
В Санкт-Петербурге объявлены лауреаты первого конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец»…
Лауреаты Первого международного конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец» объявлены 18 февраля в Санкт-Петербурге. Конкурс проходит в рамках фестиваля «Академия православной музыки» при поддержке Министерства культуры РФ по благословению Патриарха Кирилла, сообщает сайт Петербургской митрополии.
Всего на него поступило 297 сочинений. «Мы не ожидали, что их окажется так много», — призналась генеральный продюсер фестиваля Наталья Орлова. По ее словам, «в наше время по-прежнему ощущается нехватка духовной музыки и хороших хоров» — именно поэтому и был объявлен конкурс.
Члены жюри под председательством народного артиста России композитора Алексея Рыбникова публично вскрыли конверты с именами победителей конкурса.
Первая премия в номинации «духовное хоровое сочинение крупной формы» жюри не присуждалась (это еще раз свидетельствует о том, что хороших богослужебных произведений пишется мало). Второй премии за песнопение «Тебе, Господи» удостоена композитор из Казани Наталия Варламова. Третья премия за Божественную литургию присуждена петербуржцу Дмитрию Данилову.
В номинации «хоровая миниатюра» лауреатом первой премии назван москвич Алексей Ларин — автор песни на стихи Сергея Аксакова «Звонят к Всенощной». Вторую премию поделили Алексей Захаров из Санкт-Петербурга — за песнопение «Пасха» — и Владимир Беляев из Люберец — за «Три русских канта». Алексей Захаров также стал лауреатом третьей премии — жюри высоко оценило положенные им на музыку псалмы Давида.
Лауреатом специального приза фестиваля «Академия православной музыки» стал болгарский композитор протоиерей Кирилл Попов — за песнопение «Приидите, поклонимся». Премию хора Мариинского театра получат Владимир Маслаков из Минска — за песнопение «Господи, воззвах» — и Елена Коншина из Владимира — за песнопение «Молю, Дево». Призом зрительских симпатий отмечены «Стихиры» Ивана Титова из Могилева.
В рамках оглашения результатов творческого соревнования состоялся «круглый стол» на тему «Духовная и богослужебная музыка сегодня: столкновение или знак равенства?». Зачем церковное песнопение звучит на концертной сцене? Церковный канон и богослужебное пение: есть ли место композитору в храме? Как создавать музыку на гимнографический текст? Эти вопросы обсуждали члены жюри конкурса, регенты, хормейстеры, композиторы и музыковеды.
Не существует единого мнения о том, насколько надо разделять произведения, написанные для исполнения в храме и предназначенные для концертной сцены, отметил композитор, член жюри конкурса Павел Карманов.
О том, что конкурс вскрыл эту проблему, говорила и его научный консультант, преподаватель Санкт-Петербургской консерватории Екатерина Смирнова. По ее словам, в музыкальных вузах будущих композиторов не учат писать духовные произведения и потому богослужебные партитуры остаются редкостью.
«Пение — это символ и аналог молитвы. Пение в храме должно быть словоцентрично, поскольку „В начале было Слово“. А цель церковного хора — адекватно выразить его сакральные смыслы», — считает профессор кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской консерватории Альбина Кручинина.
Богослужебное и концертное пение одинаково необходимы верующему человеку, читает композитор Андрей Микита. «Я пришел к вере через „Всенощное бдение“ Рахманинова — эта музыка перевернула мою душу», — рассказал он.
Слова святого апостола Павла о том, что «сеется тело душевное, восстает тело духовное» (1 Кор.15, 44), напомнил член жюри конкурса, художественный руководитель московского мужского хора «Древнерусский распев» Анатолий Гринденко. Эмоциональный, чувственный, душевный человек поначалу не сразу приходит, к примеру, к пониманию глубины и красоты знаменного пения, а «молится вместо Бога своим представлениям о Боге».
О значении воспитания грамотных певчих говорил регент хора храма святого Александра Невского в Париже протодиакон Александр Кедров. «Никто не может петь в церкви без благословения, без учения. Поющий должен молиться, поститься, каждый день читать Евангелие. Древнюю музыку писали святые. Почему сейчас композиторы и регенты не должны быть святыми?» — сказал гость из Франции.
«Чтобы писать музыку на богослужебные тексты, надо быть. верующим человеком», — так выразила свою мысль регент хора Свято-Елизаветинского монастыря Минска монахиня Иулиания (Денисова). У нее «возникает внутренний протест, когда богослужебный текст используется не по назначению».
Различить богослужебное и небогослужебное песнопения, по мнению Алексея Рыбникова, просто. «Если в какой-то момент службы человек подумал о том, какую красивую музыку слышит и как ярко выразил себя композитор — все, молитва окончилась. Музыка должна звучать так, чтобы она не отвлекала от молитвы», — сказал мастер.
Подводя итоги конкурса, он отметил его важность в собирании композиторских сил, выявлении новых талантливых авторов, в обогащении репертуара хоров.
Гала-концерты конкурса, в которых слушатели познакомятся с лауреатами и их произведениями, состоятся 18 и 19 апреля в Большом зале Санкт-Петербургской филармонии имени Дмитрия Шостаковича. Русская линия
Монахиня Иулиания (Денисова): «Чтобы писать музыку на богослужебные тексты, надо быть верующим человеком» В Санкт-Петербурге объявлены лауреаты первого конкурса композиторов духовной музыки «Роман Сладкопевец»...