Протоиерей Александр Кузин: «Неприятие слова „русский“ в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала»
Священнослужители РПЦ уверены, что стать государствообразующим русский народ сможет только вернувшись в лоно Православия…
В понедельник Владимир Путин опубликовал в «Независимой газете» статью «Россия: национальный вопрос». В ней он, в частности, пишет: «Русский народ является государствообразующим — по факту существования России. Великая миссия русских — объединять, скреплять цивилизацию. Языком, культурой, «всемирной отзывчивостью», по определению Федора Достоевского, скреплять русских армян, русских азербайджанцев, русских немцев, русских татар. Скреплять в такой тип государства-цивилизации, где нет «нацменов», а принцип распознания «свой-чужой» определяется общей культурой и общими ценностями.
Такая цивилизационная идентичность основана на сохранении русской культурной доминанты, носителем которой выступают не только этнические русские, но и все носители такой идентичности независимо от национальности. Это тот культурный код, который подвергся в последние годы серьезным испытаниям, который пытались и пытаются взломать. И, тем не менее, он, безусловно, сохранился. Вместе с тем его надо питать, укреплять и беречь", — пишет В.Путин.
Между тем в российских законах эта особая роль русского народа и русской культуры никак не закреплена, а все попытки ввести в юридические документы само слово «русский» наталкиваются на сопротивление.
«Следует ли, на ваш взгляд, законодательно закрепить государствообразующую роль русского народа? Чем вы объясняете то неприятие, на которое наталкивается эта идея?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, считает, что законодательно закрепить статус русской традиции, культуры, историко-религиозной традиции, было бы благоразумно с точки зрения интересов государства. «Действительно, мы живем в государстве, которое сформировалось вокруг русского этноса, его ценностей, его исторического пути. Такое государство может нравиться или не нравиться, — в любом случае, для того, кто стоит во главе его и хочет сохранить это государство, хочет его выращивать, другой опоры быть не может. Потому что другая опора будет означать переориентацию уже на какие-то иные — внероссийские приоритеты. Беда только, что обращаясь к наследию Достоевского, премьер-министр, видимо, запамятовал, что для того было невозможным говорить о русском человеке вне православия. Классической стала фраза, вложенная Достоевским в уста одного из героев: что без Бога русский человек — дрянь. Не стоило бы этого забывать. Религиозная составляющая не может быть усечена или редуцирована при формировании Русского мира. Идею, высказанную В.В. Путиным приветствовать, конечно, можно. Странно, однако, что звучит она только теперь, хотя во главе нашего государства уже так много лет стоит один и тот же круг лиц и, казалось бы, можно было бы эту идею давно реализовать. Нам, собственно, остается только посмотреть, где тут предвыборные обещания и декларации, а что есть выражение внутреннего убеждения человека, который это высказывает. Думаю, ближайшее будущее нам это покажет», — заключил настоятель домового храма МГУ.
Протоиерей Александр Ильяшенко, настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской, также напомнил мысль Достоевского, что «русский» и «православный» — синонимы: «Отберите у русского православие, и останется дрянь. Речь идет о духовной брани. Негативное отношение ко всему русскому связано именно с тем, что для врагов русский — синоним православного. Духовное зло находит приверженцев и обрушивается на русский народ как на носителя православной духовности. До сих пор русский народ все-таки остается православным, хотя очень многое утрачено. Если православия нет, то и русского народа нет. И сейчас непонятно, сможет ли он сохранить то, что его формировало, что формировало нашу государственность на протяжении тысячелетия. Я не юрист и не политик, мне трудно судить, будет ли полезно ввести в законодательство положение о государствообразующей роли русского народа. Важно, что из этого последует. Не останется ли это только на бумаге? Ключевой момент — чтобы государство официально поддерживало православную веру, которая сформировала русский народ. Русская культура, о которой говорит Владимир Владимирович, — православная по своей сути. И если русский народ будет хранить веру православную, то, само собой, он будет оставаться и государствообразующим народом. Определить, что такое русский народ или русский человек, я не рискну. Посмотрите, сколько в Русской Церкви святых, — например, новомучеников, — в которых ни капли русской крови нет, но, тем не менее, это русские: по вере, по культуре, по языку, по принадлежности к нашей истории. Говорить о современной культуре как о критерии чего бы то ни было бессмысленно. Включите телевизор, зайдите в интернет. Вы увидите, что там мало, что осталось от культуры вообще и еще меньше от русской. Критерий — в православии, в том, что вся жизнь народа основана на нем, включая и культуру, и политику, и экономику. А вместо этого что предлагают?» — заключил о.Александр.
Протоиерей Сергий Привалов, заведующий канцелярией Синодального отдела по взаимодействию с ВС и правоохранительными органами, предупредил, что оценивать мнение больших людей в политике — дело неблагодарное. «Комментировать предложения первых лиц государства должны все-таки депутаты Госдумы, то есть по определению лучшие люди страны, избранные народом. Не думаю, что решение такого сложного вопроса, как национальный, входит в компетенцию священнослужителя. Это дело специалистов. Им решать, следует ли пожелания руководства превращать в законодательную инициативу. Могу лишь высказать свое частное мнение. Лично я не думаю, что принятие закона о государствообразующей роли русского народа в нашей ситуации что-то принципиально изменит. Русские составляют более 50% только в 74 из 89 субъектов Российской Федерации. В большинстве национальных республик доля русских колеблется от 30 до 50%. Доля русских в общей численности населения неуклонно снижается. В Русской Православной Церкви национального вопроса нет как такового. В храмах служат священники разных национальностей. И причащаем мы из одной чаши представителей разных национальностей независимо от их языка, традиций и культурной самоидентификации. Важно только их отношение к Богу и принадлежность Православной Церкви. Другое дело, что государство должно в своей основе строиться на фундаментальных ценностях. При всем уважении к христианству, к Русской Православной Церкви, позиция государства отнюдь не религиозная. Уважающая право граждан на исповедание своей веры, но не религиозная. Поэтому отношение к национальному вопросу у Церкви может быть одно, а у государства — другое. Русский народ как этническое образование весьма сложен. Сколько всего в нашей крови перемешано! Когда было единое государство, в нем все были объединены единым русским языком. Да и сейчас некоторые национальные меньшинства в нашем понимании, может быть, являются даже более русскими по духу, т. е. относятся к фундаментальным цивилизационным ценностям России с большим пониманием и благоговением, чем многие русские по национальности, но отнюдь не по духу — в силу отсутствия внутреннего духовного православного воспитания», — полагает протоиерей Сергий Привалов.
Директор православной гимназии протоиерей Алексий Новичков, настоятель храма Тихвинской иконы Божией Матери села Душоново Щелковского района Московской области, сравнил русский народ с человеком при смерти. «Когда умирающий попадает в „скорую помощь“, то вопрос, следует ли делать ему реанимацию, для людей, исполняющих свой долг, не стоит. Долг перед теми, кто оказался в нашей стране на грани выживания, — в том, чтобы вернуть русских на должное место в российской действительности. Причем сделать это надо не только формально, закрепив это в каких-то правовых актах, — что, безусловно, тоже необходимо. Это должен быть процесс, имеющий существенный, всеобъемлющий характер, когда будут даны ответы и на главные вопросы: что есть русский народ, откуда он пришел и куда он идет, что его делает русским. Когда этот процесс пойдет, тогда мы получим желаемый результат, получим восстановленную жизнь в Российском государстве и перспективу на будущее. А если за этими нормативными актами не последуют существенные процессы, то, боюсь, что русский народ будет уже окончательно похоронен», — считает священнослужитель.
Протоиерей Александр Кузин, клирик храма Космы и Дамиана в Шубине, считает, что неприятие слова «русский» в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала: «По сути, эти события совершили насилие над русским народом и культурой. Я был бы очень рад, если бы законодательно была закреплена государствообразующая роль русского народа. Но не надо этого добиваться любой ценой, лишний раз „дразнить гусей“, чтобы в очередной раз разжечь огонь ненависти. Думаю, сегодня принятие подобного закона не увенчается успехом, поскольку межнациональные отношения крайне напряжены. Да, я считаю, что государствообразующим народом является русский, а религией — православие. Но сегодня внести это в Конституцию, по-моему, невозможно. Поэтому сейчас мы должны работать на укрепление нашей государственности, — ведь „блаженны миротворцы“. Все остальное — возрастание роли нашей русской культуры — приложится, если не давать повода для межнационального конфликта тем, кто его ищет», — уверен отец Александр.
Протоиерей Андрей Спиридонов, клирик храмов Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке и святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве, убежден, что закрепить законом государствообразующую роль русского народа можно и нужно. «Исторически именно так всегда и было — русский народ объединял вокруг себя другие народы, благодаря этому мы сейчас живем в России. Но тут есть один момент, требующий конкретизации: что именно является общими ценностями русского народа? Демократия и либерализм или ценности христианские и православные? Ценности, выраженные в культуре и традициях, — понятие довольно абстрактное. На мой взгляд, пока более конкретно не определят, что является этими общими ценностями, говорить о статусе русского народа рано. Почему до сих пор законодательно не закреплена государствообразующая роль русского народа? С самой революции он всегда подвергался дискриминации, причем именно как носитель христианских ценностей. Кому-то до сих пор это не дает покоя, поэтому в законе старательно избегают упоминания слова «русский», — заключил о.Андрей.
Протоиерей Александр Кузин: «Неприятие слова „русский“ в законодательстве обусловлено наследием революции и интернационала» Священнослужители РПЦ уверены, что стать государствообразующим русский народ сможет только вернувшись в лоно Православия...