Протоиерей Александр Добродеев: «Сегодня люди не ищут правды и истины, — они ищут, кого бы назначить виновным»
Священнослужители РПЦ уверены, что «разоблачения» болгарских иерархов якобы сотрудничающих с местными спецслужбами — попытка дискредитировать Церковь…
В Болгарии государственная Комиссия по раскрытию причастности граждан к работе на органы Госбезопасности и армейскую разведку в коммунистический период опубликовала данные о руководстве религиозных общин страны.
В Болгарской Православной Церкви никак не замешанными в сотрудничестве с «органами» оказались патриарх Максим и трое из 14 митрополитов. Остальные 11 фигурируют в опубликованной табличке, где приведены агентурная кличка, имена завербовавшего сотрудника и куратора и другая информация.
Ранее только один из иерархов, митрополит США, Канады и Австралии Иосиф, сам признался в сотрудничестве со спецслужбами и просил за это прощения у болгарского народа. Обнародованы аналогичные данные и о руководстве других вероисповеданий — мусульман, католиков и др.
Скандалы такого рода случались и в других бывших членах «соцлагеря» — так, в 2007 году работе на спецслужбы обвинили католического архиепископа Варшавского, после чего он сам подал в отставку, несмотря на протесты верующих. О «погонах под рясой» любят поговорить и в России, однако в нашей стране соответствующие данные не публиковались.
«Как вы расцениваете публикацию данных о сотрудничестве священнослужителей с „органами“? Полезна ли она? Следует ли России последовать примеру Болгарии?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает, что разоблачения, подобные болгарским — попытка дискредитировать Церковь. «Как только власть захватили большевики, на ГПУ была возложена задача уничтожить Церковь, взорвать ее изнутри. Главное орудие — вербовка. О способах этой вербовки лучше спросить у специалистов. Но уничтожить Церковь не удалось», — напомнил он. «Что вообще понимать под сотрудничеством? Вот многие сегодняшние либералы еще совсем недавно были коммунистами. А кто из священников был коммунистом? Если в ГПУ-НКВД-КГБ тебя вызывают и о чем-то спрашивают, то независимо от того, что ты отвечаешь, „органы“ называют это „сотрудничеством“ и автоматически присваивают номер. В этот список входили и ученые, и журналисты, но не факт, что все действительно работали на „органы“. А тех, кто действительно на них работал, люди безошибочно распознавали, потому что от проницательного взгляда скрыть это было невозможно. Просто сейчас врагами Церкви поднимается очередная волна по ее дискредитации. Это совершенно очевидно. При этом используются любые средства», — считает глава синодального Отдела.
Протоиерей Александр Добродеев, заместитель заведующего сектором МВД Синодального отдела по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями, говорит, что агентурная система была развита везде и всегда: «От доверенных лиц, которые занимались сбором информации, правоохранительные органы знали о настроениях, царивших в народе, о готовящихся преступлениях — это давало определенный контроль над обществом. В наши дни методы контроля более всеохватывающи и эффективны, чем раньше. Нынешние технические средства позволяют устроить тотальную слежку за жизнью народа. И все считают это нормальным. На фоне этого тот контроль, который был в СССР, кажется просто невинным. Сейчас общество развивается по непонятным законам, а в этих условиях „охота на ведьм“, копание в прошлом — просто игра, которая отвлекает людей от главного — от тех событий, которые происходят в современном обществе. Люди не ищут правды и истины, — они ищут, кого бы назначить виновным. Мне кажется, важнее тревожиться об опасностях нынешнего общества, а не копаться в пыли минувших лет», — заключил священник.
Директор Синодальной библиотеки Московской Патриархии протоиерей Борис Даниленко, напротив, считает болгарские события уроком, и очень полезным. «Я не хочу учить болгар, как им жить, и не хочу оценивать то, что сделали в Болгарии. Просто хочу напомнить евангельские слова: тайное всегда становится явным. И никуда от этого не денешься. Так что если у человека есть сомнения в отношении действий, на которые его кто-то толкает, лучше ему от этих действий отказаться — чтобы потом уже, может быть, уже в преклонном возрасте не сожалеть, что в какой-то момент не проявил твердости, не отказался, не сказал, что оставаясь гражданином страны, не готов выполнять все те функции, которые должны выполнять служащие государства. Так называемые „спецслужбы“ во все времена осуществляли вербовку в церковной среде, пытаясь на кого-то там опереться. И этим „кем-то“ зачастую оказывались иерархи и клирики Церкви. Было это и в царской России, а не только в СССР или коммунистической Болгарии. Было это не только среди православных, но и среди католиков. В этом смысле и тот режим, при котором мы сейчас живем, ничем принципиально не отличается от того, что был, например, в царской России, который тоже вербовал себе агентов. Увы, не всем и не всегда удается отказаться от „предложений“ сотрудничества, но всегда нужно думать о том, что будет потом. Так что в данном случае это очень хороший урок, о котором должны знать все», — заключил о.Борис.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, считает, что выносить факты давнего прошлого на всеобщее обозрение не стоило. «Если человек оказался замешанным в какой-то неблаговидной деятельности, противоречащей нравственности, в этом, конечно, нужно каяться. Но это вопрос совести каждого отдельного священника или иерарха, нельзя выносить такое на публику. Другое дело, что само это „сотрудничество“ — дело, в сущности, второстепенное. Не оно определяло жизнь Церкви. В советское время едва ли всех иерархов, так или иначе, заставляли „сотрудничать“ со спецслужбами в той или иной форме. Какими способами к этому принуждали, хорошо известно. Не думаю, что эти „разоблачения“ принесут какую-нибудь пользу», — заключил о.игумен.
Иерей Валерий Буланников, клирик храма свт. Николая в Отрадном, уверен, что болгары сделали это абсолютно против совести. «Что это было за „сотрудничество“ и как к нему принуждали, что у нас, что в Болгарии, что в Польше, хорошо известно. За отказ дать какую-то информации о церковной жизни, что на самом деле и не было секретом, епископу грозили запретом в служении, отказом в регистрации и т. д. И даже отказавшимся присваивали клички и номера агентов. Сплошь и рядом это так называемое „сотрудничество“ таковым на самом деле не являлось, но попытки к нему принудить были всегда. Да, когда Церковь находилась под гнетом, многие священнослужители вынуждены были идти против совести. Епископ, как правило, оказывался перед выбором: или ты остаешься владыкой и ведешь свою паству ко Христу, или ты оказываешься под запретом. Через это прошел, например, и Патриарх Алексий. И сейчас вся эта всплывшая из анналов спецслужб мутная, часто не проверенная информация, просто используется недобросовестными людьми для дискредитации Церкви. А ведь часто, собственно, и сотрудничества как такового не было. Какие церковные тайны может выдать епископ? Я совершенно уверен, что каждый епископ заботился в первую очередь о благе своей паствы. Но Церковь воспринималась как политическая оппозиция тогдашнему государственному строю, по существу не являясь таковой, а органы госбезопасности выполняли свою работу, направленную на сохранение государственного строя, часто пренебрегая нравственной нормой. А сейчас пытаются раскрутить эту тему, стараясь представить все, что было раньше, исключительно в черном цвете, — даже то, что было благом или необходимостью», — заключил отец Валерий.
Директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук протоиерей Андрей Постернак заявил, что государственные органы Болгарии, конечно, могут принимать решения, которые считают нужными, но происходящее неминуемо приведет к дискредитации Церкви, а затем и к ее дискриминации. «Те действия священнослужителей, которые действительно были неприглядны, соответственно роняют Церковь и в глазах общества. При этом под „сотрудничеством“ можно ведь подразумевать все, что угодно. При тоталитарном режиме власти пытались контролировать все. Поэтому обвинения в колабрационизме, предательстве или шпионаже часто выдвигаются без учета тогдашних реалий. Часто и непонятно, что собственно имеется в виду. К тому же мы все знаем привычку журналистов выжимать сенсацию из чего попало. А уж что-что, а некорректная подача информации, безусловно, никакой пользы не принесет. Так что публике просто преподнесут очередную порцию „жареных“ фактов», — полагает священнослужитель. Русская линия
Протоиерей Александр Добродеев: «Сегодня люди не ищут правды и истины, — они ищут, кого бы назначить виновным» Священнослужители РПЦ уверены, что «разоблачения» болгарских иерархов якобы сотрудничающих с местными спецслужбами — попытка дискредитировать Церковь...