Иерей Андрей Алексеев: «При любом правителе человек должен поднимать целину своей духовной жизни и возделывать малую землю своего сердца»
Священнослужители РПЦ выступают против всякой идеализации «брежневской эпохи»…
ВЦИОМ опросил граждан России, в какую эпоху они хотели бы жить. На втором месте после современности (которую выбрали 47%) оказалась брежневская эпоха (24%). Любопытно, что в ответах на вопрос «С чем у вас связываются представления о временах правления Л.И.Брежнева?» преобладали положительные ассоциации — стабильность (10%), доступные услуги и цены (7%), отсутствие безработицы (5%), расцвет СССР (4%), единство народов. 11% склонны позитивно оценивать ту эпоху в целом. Негативные ассоциации звучали реже: «застой» упоминают 14%, 4% в целом оценивают эти времена как тяжелые, 5% вспоминают дефицит и очереди, по 1% – уравниловку, «железный занавес» и развал страны.
Напомним, Владимир Путин в интервью федеральным телеканалам так прокомментировал опасения, что его возвращение в Кремль будет означать возврат к брежневским временам: «В советские времена было много позитивного, но что-то не припомню, чтобы послевоенное советское руководство, лидеры советские послевоенные так же интенсивно работали, как это делаю я или действующий президент Медведев Дмитрий Анатольевич». По его словам, России нужна стабильность после «сложного периода» 1990-х.
В том же духе высказался и пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков: «Действительно, многие говорят о „брежневизации Путина“, при этом говорят те люди, которые вообще ничего не знают про Брежнева. Знаете, Брежнев — это не знак минус для истории нашей страны, это огромный плюс. Он заложил фундамент экономики, сельского хозяйства и т. д.».
«С чем для вас в первую очередь ассоциируется брежневская эпоха? Опасаетесь ли вы „брежневизации“ страны? Есть ли в русской или зарубежной истории период, который нынешней России следовало бы взять за образец?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов считает разговоры о «брежневизации» глупостью. «Даже говорить об этом не хочется. А сама брежневская эпоха ассоциируется для меня только с безнадежной скукой. На мой взгляд, самая лучшая эпоха была на Руси, когда князь Владимир Красное Солнышко распустил свой гарем, стал кормить нищих и убогих, прекратил кровавые репрессии против неугодных лиц и даже отменил смертную казнь. Вот этот период мне нравится. Сам народ называл тогда своего правителя Красным Солнышком», — добавил отец Димитрий.
Для протоиерея Павла Грачева, настоятеля храма Св. Троицы деревни Макеиха Рузского района Московской области, брежневская эпоха связана с впечатлениями детства. «Фруктовое мороженое за семь копеек и школьные танцы под „Бони М“. Что же касается „брежневизации“, то это, по-моему, не вполне удачный и корректный термин. В зависимости от политической конъюнктуры любой комментатор может подразумевать под этим все что угодно. Не уверен также, что есть смысл выбирать какую-либо эпоху в качестве образца. Меня, например, еще со школьной скамьи привлекала история древнерусских городов-государств Пскова и Новгорода Великого. По-моему, в их истории много поучительного, но выставлять ее в качестве „образцовой“ я бы не стал», — добавил отец Павел.
Игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря, согласился, что одной из ключевых характеристик брежневской эпохи была стабильность. «Но с другой стороны, сколько людских судеб было искалечено! Цвет нации выдавливали за границу. Поэтому брежневскую эпоху я бы не идеализировал. Мне наиболее привлекательной кажется Россия конца XIX века. Не всем, конечно, тогда было радостно. Но уровень морали, сам уклад жизни были, на мой взгляд, наиболее естественными в нашей стране именно тогда. Это и взлет отечественного предпринимательства, в котором нормой было человечное отношение к подчиненным, меценатство и благотворительность. В наше жестокое время это было бы прекрасным примером. Этому следовало бы поучиться», — добавил отец игумен.
Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает, что само предложение выбрать эпоху, в которую хотелось бы жить, содержит определенную долю лукавства. «Верующий почувствует в этом вопросе попытку отвержения Промысла Божия, потому что в каждый миг своей жизни человек должен быть готов покаяться и предстать перед Господом. И при Брежневе, и при любом правителе человек должен поднимать целину своей духовной жизни и возделывать малую землю своего сердца. В какие-то эпохи голос Церкви звучал громко, и люди в большинстве своем стремились жить по Божьим заповедям, хранить ценности Святой Руси. В первую очередь это относится к допетровской эпохе. Но и ее я бы не стал идеализировать. В любую эпоху, при любом правителе человек может оставаться со Христом. В каждой эпохе можно найти и позитивные и негативные стороны. Правление Брежнева было периодом наименьших гонений на Церковь за все советское время, да и за все безбожное время в этом смысле это был, пожалуй, наиболее позитивный период. Брежнев вроде бы и плохого сделал не так уж много, но и мало чего хорошего. Господь Бог ему судья. Для объективной оценки нужен всесторонний анализ эпохи. В любом случае, преподносить как „образцовую“ историческую эпоху правление Брежнева не стоит», — заключил о.Андрей.
Протоиерей Илия Шугаев, настоятель храма Архангела Михаила города Талдома (Московская область), считает, что нынешнее время сравнить с брежневской эпохой нельзя: слишком велика разница по многим параметрам. «Даже если взять ситуацию с алкоголем, то сегодня обстановка в 4−5 раз хуже по доступности, качеству спиртного, количеству пьющих и цене. Раньше в шаговой доступности не было такого количества торговых точек. Поэтому в эпоху Брежнева жизнь была более безопасна с точки зрения алкоголизации населения. Нынешний период я бы больше сравнил с периодом Смутного времени, но уж точно не с брежневским. Тот политический, экономический и социальный разброс, который царил во время Смуты, ближе нашей современности. А вот, период, который можно было бы взять за образец, то первое, что приходит на ум — это предреволюционные годы, 1912−1913, до начала Первой мировой войны. В тот период в нашей стране был духовный и экономический подъем», — сказал отец Илия. Русская линия
Иерей Андрей Алексеев: «При любом правителе человек должен поднимать целину своей духовной жизни и возделывать малую землю своего сердца» Священнослужители РПЦ выступают против всякой идеализации «брежневской эпохи»...