Судно затонуло из-за несоблюдения мер безопасности плохо подготовленным экипажем…
Комиссия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Ространснадзор) завершила расследование причин аварии дизель-электрохода «Булгария», затонувшего 10 июля. «Комиссия пришла к выводу, что причинами аварии явилась совокупность следующих факторов: невыполнение судовладельцем и капитаном судна требований нормативных документов, регламентирующих безопасность судоходства при планировании, подготовке и осуществлении рейса, в ходе которого не обеспечивалась безопасность плавания судна, а также низкая квалификация и недисциплинированность членов экипажа судна», — говорится в сообщении ведомства, которое цитирует РИА Новости.
«Непосредственной причиной затопления судна явилось существенное снижение его остойчивости в штормовых условиях в результате попадания забортной воды в помещения судна через открытые бортовые иллюминаторы и образования свободной поверхности воды в отсеках ниже главной палубы, что привело к возникновению значительного крена судна на правый борт и последующему затоплению судна вследствие дальнейшего поступления большого объема забортной воды в корпус судна с правого борта через главную палубу», — заявляют в Ространснадзоре.
Как отмечается в сообщении, в ходе расследования было установлено, что 10 июля капитан «Булгарии», несмотря на действовавшее штормовое предупреждение по силе ветра и видимости на Куйбышевском водохранилище (порывы ветра до 20 м/с,), не поставив в известность ближайшего диспетчера о предстоящем рейсе, принял решение на переход судна от причала н.п. Болгары в Казань.
Перед выходом в водохранилища на судах внутреннего водного плавания должны задраиваться все иллюминаторы и люковые закрытия ниже главной палубы, в том числе в пассажирских каютах. Однако экипаж судна «Булгария» проигнорировал это требование безопасности, а также не обеспечил контроль за его выполнением в пассажирских каютах. В ходе осмотра затонувшего судна водолазами было зафиксировано, что на левом борту дизель-электрохода было открыто 27 иллюминаторов, на правом — 11 иллюминаторов, говорится в сообщении.
При движении судна наблюдался крен на правый борт около 4 градусов. В ходе последующего осмотра аварийного судна в доке обнаружены четыре отверстия в корпусе судна с правого борта, в месте расположения цистерны для сбора сточных вод, общей площадью 44 кв. см.
Ространснадзор также сообщает: «Около 12:25 10 июля судно попало под воздействие сильного порыва ветра с левого борта, начался сильный ливень с грозой. В этот момент дизель-электроход „Булгария“ входил в левый поворот у осевого поворотного буя номер 82, для чего рули судна были положены влево на 5 градусов. Следует отметить, что при перекладке рулей влево все теплоходы приобретают дополнительный динамический крен на правый борт».
«Комиссия предполагает, что после начала поворота в левый борт судна ударил ветровой шквал под углом, близким к прямому. Из-за воздействия шквалистого ветра на площадь всего левого борта судно еще более накренилось на правый борт. Угол крена на правый борт составил 9 градусов. При таком крене иллюминаторы правого борта вошли в воду, вследствие чего через открытые иллюминаторы за 1 минуту в отсеки судна поступило около 50 тонн забортной воды», — говорится в сообщении.
Для уменьшения площади воздействия ветра на левый борт капитан принял решение лечь курсом «на ветер», для чего рули были положены на 15° влево, в результате чего судно еще больше накренилось на правый борт. В результате сложения имевшегося статического крена на правый борт, инерционных сил, возникающих при выполнении судном поворота, давления, вызванного действием ветра на левый борт, а также влияния волнения и качки судна, возник дополнительный кренящий момент, который образовал крен 13° на правый борт. При этом суммарное количество поступающей в отсеки судна воды достигло 125 тонн в минуту.
В результате все иллюминаторы и часть главной палубы правого борта погрузились в воду. Вода через открытые иллюминаторы, брызгозащитные двери и входные люки главной палубы стала интенсивно поступать во внутренние помещения судна. За последующие 5−7 секунд произошло резкое увеличение крена от 15 до 20 градусов, в результате чего судно опрокинулось на правый борт и затонуло, сообщает Ространснадзор.
Комиссия пришла к выводу, что «судовладельцем и капитаном судна сознательно были нарушены ограничения Российского речного регистра к судам данного проекта, запрещающие их эксплуатацию с неисправностями судовых механизмов (на судне с 08 июля 2011 г. не работал левый главный дизель-генератор); с повреждениями корпуса (наличие четырех отверстий); при силе ветра более 7 баллов (13,5 — 17,4 м/сек) при котором не обеспечивались требования «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». Сила ветра на момент аварии составляла 20 м/сек. (очень сильный ветер, шторм) с порывами, достигающими еще больших величин.
Кроме того, комиссия пришла к выводу о низкой квалификации и недисциплинированности членов экипажа судна, которые на приняли «необходимых мер безопасности при выходе судна в водохранилище и при получении штормового предупреждения».
Материалы расследования в установленном порядке будут направлены в Генеральную прокуратуру. Ространснадзор проводит собственное расследование по действиям и степени ответственности должностных лиц ведомства, говорится в сообщении. Русская линия