Польская сторона опубликовала отчёт о трагедии под Смоленском
Основная ответственность за катастрофу лежит на экипаже самолёта…
Как сообщает ИТАР-ТАСС, польская комиссия, расследующая обстоятельства авиакатастрофы под Смоленском, в которой погибла практически вся политическая элита этой страны во главе с президентом Лехом Качиньским, представила в пятницу окончательный отчет по ее расследованию. В нем изложена польская версия причин крушения Ту-154. Аналогичный отчет Межгосударственного авиационного комитета, базирующегося в Москве, был оглашен еще в январе.
Однако выводы польских экспертов утешения возмущенным, похоже, не принесут. Специалисты решили, что основная ответственность за катастрофу 10 апреля 2010 года, как уже сообщала РЛ, лежит на Польше.
Причиной стало снижение самолета ниже максимально допустимой высоты на большой скорости в плохих метеоусловиях. Визуальный контакт с землей был невозможен, как и уход на второй круг — было уже слишком поздно. «Это привело к столкновению с наземным препятствием (деревом — прим. ред.), отрыву фрагмента левого крыла вместе с элероном и как следствие — потере управляемости самолета и столкновению с землей».
Польский экипаж был плохо подготовлен, при заходе на посадку допустил много грубых ошибок, в частности, не отреагировал на сигнал системы об опасном сближении с землей. К тому же штурман плохо владел русским языком, на котором велись переговоры со смоленскими диспетчерами.
Вина российской стороны тоже имеется. Конкретно — диспетчеры передали польским летчикам неточную информацию о положении самолета относительно глиссады, передают «Интерфакс» и ИТАР-ТАСС. В частности, на удалении в шесть километров от аэропорта диспетчер сообщил, что самолет находится на правильном курсе, хотя на самом деле он был на 120 метров выше и на 125 метров левее глиссады. Команда по переводу самолета в горизонтальный полет была запоздалой.
Кроме того, польским летчикам не предоставили качественной информации о погоде, поскольку метеонаблюдение на аэродроме «Смоленск-Северный» было организовано неудовлетворительно, говорится в докладе. В частности, не было спрогнозировано появление тумана.
Плюс ко всему сам российский аэродром в принципе не был готов к безопасному приему самолетов, решили эксперты. «Состояние светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, предъявляемым к визуальному навигационному оборудованию», — указывается в документе. Кроме того, часть полосы воздушных подходов, примыкающая к порогу взлетно-посадочной полосы, «поросла деревьями, высота которых превышала допустимое значение для наземных препятствий в этом районе».
Все это, сочли в Польше, привело к тому, что элементы световой навигационной системы в условиях ограниченной видимости были закрыты, что затрудняло экипажу воздушных судов визуальную ориентацию. Также следствием стала генерация большого количества отражений от наземных препятствий, что могло ограничивать использование посадочного радиолокатора, особенно в конечной фазе захода на посадку. Вместе с тем комиссия отметила, что «схемы захода на посадку на аэродроме „Смоленск-Северный“, несмотря на многочисленные недостатки, позволяли безопасно приземлиться на ВПП».
На пресс-конференции представители комиссии заявили, что Россия предоставила не все записи наземных служб, касающиеся захода президентского Ту-154 на посадку, а одна из записей и вовсе была утрачена. Это затруднило расследование.
Один из участников сообщил, что наземные технические средства на аэродроме «Смоленск — Северный», вероятно, «не функционировали должным образом». Он сказал, что из опросов российских диспетчеров можно сделать вывод о том, что «возможно, были проблемы, или те, кто использовал систему, не имел достаточного опыта». В то же время в Варшаве признали, что российские диспетчеры действовали в соответствии с правилами, существующими в России.
Комиссия также решила, что командующий ВВС Польши Анджей Бласик не оказывал давления на членов экипажа. Он действительно находился в кабине пилотов на заключительном этапе полета, но был пассивным наблюдателем, сообщили авторы документа на пресс-конференции в Варшаве.
Напомним, согласно окончательному отчету МАК, экипаж принял ошибочное решение о посадке при неблагоприятной погоде в условиях давления на него со стороны высокопоставленных пассажиров. Вывод об этом был сделан на основании анализа записи переговоров в кабине пилотов.
Российские специалисты заключили, что Бласик, имея всю информацию о крайне опасной ситуации, в которой совершалась посадка, проявил безучастие, вследствие чего командир экипажа продолжил осуществлять ошибочное решение.
В авиакомитете также сочли, что экипаж Ту-154 боялся негативной реакции Леха Качиньского в случае ухода на запасной аэродром. Об этом свидетельствуют, в том числе, слова, которые произнес штурман незадолго до посадки: «Он взбесится!» В то же время в МАК признали, что никаких конкретных команд от президента Польши о посадке не поступало.
Составители доклада отвергли версии покушения, а также неисправности самолета, который до столкновения с деревом и разрушения крыла был «полностью функционален». Подтверждены версии неверных действий пилотов и недостатков в организации и обеспечении безопасности полета.
Таким образом, ответственность за авиакатастрофу, по убеждению авторов польского доклада, лежит как на экипаже лайнера, так и на группе руководства полетами в аэропорту «Смоленск-Северный».
Публикация польского отчета планировалась еще в феврале, однако регулярно откладывалась. По словам главы комиссии, министра внутренних дел и администрации республики Ежи Миллера, «главное — не сроки, а качество». Ранее он заявлял, что этот отчет будет гораздо более жестким к польской стороне, чем документ МАК, где главной причиной трагедии называются действия экипажа, принявшего в условиях психологического давления решение посадить самолет при неблагоприятных погодных условиях.
Отчет, над которым более года работали 34 эксперта, состоит из более чем 300 страниц, а также многочисленных приложений, включающих расшифровку записей бортовых самописцев местными специалистами, итоги исследований и экспериментов. Пресс-секретарь правительства Павел Грась назвал документ «честным и солидным», подчеркнув, что над ним работали «лучшие эксперты и специалисты, как военные, так и гражданские».
Отчет комиссии Миллера стал первым польским документом о причинах трагедии. Расследование обстоятельств крушения продолжает Верховная контрольная палата, а также прокуратура, которой предстоит предъявить обвинения непосредственным виновникам крушения президентского авиалайнера.
Польские СМИ, следящие за ходом расследования, ранее выяснили, что авторы доклада решили не называть в нем имена виновных, это подтвердил Ежи Миллер. Он пояснил, что документ содержит только анализ фактов, поскольку конкретную вину должна установить прокуратура.
Однако уже известно, что после публикации отчета своих постов могут лишиться многие руководители, прежде всего, военные. В частности, комиссия выявила ряд нарушений в работе 36-го специального полка, отвечающего за перевозку первых лиц в государстве, на которые власти долгое время закрывали глаза.
Кроме того, польская пресса узнала, что комиссия под руководством Миллера все-таки составила список из 150 человек, ответственных за катастрофу, но эти имена не попадут в отчет, список составлен только для внутреннего пользования в соответствующих органах. Русская линия