Протоиерей Владимир Вигилянский: Во время войны происходили настоящие чудеса
Священнослужители РПЦ дают свою оценку событиям нашей недавней истории…
Почти не осталось тех, для кого она была частью биографии, но по-прежнему для большинства русских она остается частью душевного опыта — чем-то очень важным и внутренне пережитым. Этот опыт основывается частью на личном общении с теми, кто прошел войну, частью на семейной традиции, частью на изучении истории, а частью — и очень значительной частью — на произведениях искусства: фильмах, стихах, песнях, книгах.
«На чем в первую очередь основана ваша память о войне? Какие произведения искусства вы назвали бы достойным памятником событиям тех лет?», — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям РПЦ.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, рассказал, что для него война — это во многом личный опыт. «Люди моего возраста, а мне 60 лет, совместно переживали с людьми поколения войны все то, что и они пережили, и пережила страна. Мой тесть еще совсем молодым лейтенантом потерял на войне руку и был спасен от смерти польской девочкой. Из рассказов фронтовиков я знаю о настоящих чудесах, которые происходили во время войны, об обращении человека к Богу, о самом настоящем преображении человека. С другой стороны, конечно, эта память опирается и на художественную литературу и фильмы о войне, где, в отличие от произведений другой тематики, выражались неподдельные чувства. „Летят журавли“, „Баллада о солдате“, многие другие фильмы говорили о человеке больше, чем фильмы невоенной тематики. Неприкрытая правда о войне — в произведениях Василя Быкова и Виктора Астафьева, многих прозаиков и поэтов», — добавил о. Владимир.
У игумена Мелетия (Соколова), преподавателя Московской духовной семинарии, эмоциональная память о войне основана на общении с ветеранами. «В первую очередь с моими дедами», — пояснил он. «Конечно, сильное впечатление осталось и от многих произведений искусства — хотя то, что было на самом деле, существенно отличается от художественного образа. Это обусловлено самой природой искусства. Я бы отметил «А зори здесь тихие» Бориса Васильева с очень хорошей экранизацией, «Судьбу человека», «Они сражались за Родину» Шолохова и их экранизации С. Бондарчука. В последнем особенно запомнился образ, созданный В. Шукшиным. Это, конечно, и наша киноклассика — «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Иваново детство», — перечислил он любимые фильмы.
Для протоиерея Владимира Лапшина, настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Успенском вражке, память о войне — это впечатления детства. «Я родился вскоре после войны. Жили мы тогда на окраине Москвы. В память врезалась всеобщая нищета, в которой жили люди. Одевались как в военное время: телогрейки, валенки, солдатские шинели и сапоги. Район наш был, как бы сейчас сказали, криминогенный. Запомнились милицейские патрули с автоматами ППШ, автоматные очереди по ночам. Запомнились инвалиды и калеки, передвигавшиеся на досках с подшипниками, и очень много нищих. Образ войны для меня с тех пор — это нищета, разруха, ужас, абсурд, голод и холод», — рассказал он. «Конечно, в советское время о войне было написано много книг, снято много фильмов. Но во многих произведениях все-таки присутствуют элементы идеологизации, политизации. Выделить что-то как наиболее выдающееся я затрудняюсь», — признался о. Владимир. Русская линия