Российские кришнаиты поздравили сикхскую общину Москвы с 305-й годовщиной образования «братства чистых»
Члены Московского общества сознания Кришны приняли участие в торжествах по случаю 305-й годовщины образования сикхской Хальсы, или «Братства чистых». Праздник состоялся 18 апреля во временно арендуемом Сикхским культурным центром помещении благотворительной столовой возле метро «Теплый стан», в которой на день Хальсы побывали несколько сот сикхов и индусов. Выступая перед собравшимися, помощник президента ЦОСКР Парамананда Дас поздравил сикхскую общину с праздником и передал генеральному секретарю Сикхского культурного центра в Москве, главе российской Хальсы г-ну Уджагару Сингху поздравление от председателя исполнительного комитета ЦОСКР брахмана Радха Дамодара Даса. «Наши традиции родившиеся на земле древней Бхараты, — говорится в поздравлении, — имеют общие корни, уходящие в санатана-дхарму. Основатель сикхизма гуру Нанак утверждал идею бога как отца всех людей, подчеркивая, что любой человек — независимо от своего положения в обществе, вероисповедания, расы, цвета кожи, пола, убеждений или национальной принадлежности — обретет спасение, если будет поклоняться только всемогущему богу». Ю. Плешаков Справка Хальса, или «Орден чистых», был образован в 1699 г. десятым и последним сикхским гуру — Гобиндом Сингхом (1666−1708). Создание Хальсы было вызвано необходимостью реформировать сихскизм, сплотить и по-новому организовать разрозненные общины, сделать их способными защитить свою веру. Сохранив духовное наследие предыдущих гуру, прежде всего, основателя сикхизма гуру Нанака (1469−1539), Гобинд Сингх ввел особый кодекс чести и поведения сикха, а также прервал традиционную до него линию преемственности гуру и провозгласил «последним гуру во веки веков» священную книгу сикхов Ади Грантх. Под «чистым» Гобинд Сингх подразумевал сикха, который «никогда не отвлекается от мыслей о Едином Боге». Основные положения религиозно-философской доктрины сикхов были унаследованы от индуизма и ислама. На ранних этапах своего становления сикхизм был близок традициям бхакти и суфизма. С самого начала в нем утвердились идеи монотеизма и принципы индо-мусульманского единства. Со стороны индуизма на сикхских гуру наиболее заметное влияние оказали идеи бхактов Рамануджи (XI в.), Нимбарки (XII в.), Мадхвы (XIII в.), Чайтаньи (XV в.) задававших тон в духовной жизни средневековой Индии. Ныне московская Хальса насчитывает около 2 тыс. членов.