Что нас скорее объединит, радость победы или горечь утрат?
Послесловие к прошедшим торжествам…
Конечно, нам очень обидно, что украинские христиане, пусть и униаты, откровенно пренебрежительно относятся ко Дню Победы, который в России в последнее время отмечается особенно торжественно. Но, с другой стороны, этому не следует удивляться. Ожидать, что такое особенное, с идеологической подоплёкой, празднование Победы (с военными парадами и торжественными митингами) может объединить нас, по меньшей мере, наивно. Если кто-то победил, то, очевидно, что кто-то и терпел в ходе войны поражения. Что более утешит сирот и вдов и их потомков: военный парад или наше общее поминовение погибших на поле брани, замученных, случайно убитых? С другой стороны, в ходе войны терпели поражение очень многие воины, даже целые воинские части, которым не приходится гордиться воинскими победами, потому что их не было. А жители оккупированных территорий — после войны — люди как бы второго сорта, потому что им приходилось жить и подчиняться немецкой власти. А как может воодушевлять и объединять Парад Победы потомков тех, кто оказался в плену или вообще на стороне врага? Ведь для кого-то Отечественная война советского народа была лишь продолжением гражданской войны.
Идеологическое акцентирование в праздновании Дня Победы скорее разделяет, чем объединяет. Оно разобщает, и неудивительно, что победные торжества приводят к провокациям, подобной той, что устроили львовские националисты 9 мая 2011 года. Что же тогда получается, не стоит праздновать День Победы? Неужели такое великое событие не достойно своего всенародного празднования? Конечно, достойно и более того — необходимо.
И для этого есть куда более лучший способ. Если что и может нас объединить, то это не парад и митинг, а поминовение усопших. Общая молитва за погибших воинов не заслонит победы, но не вызовет ни у кого и ожесточения — она, действительно, примиряет. И даже потомков врагов никак не может задеть и обидеть поминовение победившими своих погибших.
Пример такой высокой и достойной памяти нам даёт Церковь: более 600 лет она поминает победу в Куликовской битве молитвой о погибших на поле брани воинах, а не военным парадом, который, кстати, обязательно вызвал бы шумное негодование у некоторых живущих в России современных потомков мамаева войска. Поминовение усопших в Дмитриевскую родительскую субботу никого не разделяет, и, с другой стороны, не может не вызвать уважения и высоко поднимает достоинство таким образом поминающих древнее кровавое противостояние русских и татар.
Представим себе на минутку, что вместо парада помолились бы мы 9 мая все вместе на Красной площади, поминая за Патриаршей панихидой всех погибших во время Великой Отечественной войны, положивших душу свою за други своя, Родину отстоявших. Представьте себе, как это было бы торжественно и достойно для участников этого молитвенного действа — Патриарха, сонма архиереев и духовенства, Президента, премьер-министра, верующих и неверующих россиян. Именно там они могли бы объединиться без задних мыслей, без идеологических кривотолков и громких слов. Это было бы честно и достойно, и думается, умилило бы всех, даже упёртых атеистов. Русская линия