Предстоятель Русской Церкви возглавил хиротонию архимандрита Зиновия (Корзинкина) во епископа Элистинского и Калмыцкого
3 апреля 2011 года, в неделю 4-ю Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. За Литургией сонм архиереев рукоположил архимандрита Зиновия (Корзинкина) во епископа Элистинского и Калмыцкого, сообщает Патриархия.Ru.
Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Саранский и Мордовский Варсонофий; митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий; архиепископ Курский и Рыльский Герман; председатель Синодального миссионерского отдела архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн; архиепископ Наро-Фоминский Юстиниан; архиепископ Владикавказский и Махачкалинский Зосима; председатель Синодальной комиссии по делам монастырей архиепископ Сергиево-Посадский Феогност; председатель Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископ Зарайский Меркурий; епископ Архангельский и Холмогорский Даниил; епископ Саратовский и Вольский Лонгин; руководитель Административного секретариата Московской Патриархии епископ Солнечногорский Сергий; наместник Сретенского ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандрит Тихон (Шевкунов); представитель Православной Церкви в Америке при Патриархе Московском и всея Руси архимандрит Закхей (Вуд); секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков; ключарь Храма Христа Спасителя протоиерей Михаил Рязанцев; игумен Артемий (Снигур), избранный епископом Петропавловским и Камчатским; председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин; заместитель председателя Отдела внешних церковных связей протоиерей Николай Балашов; настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиерей Максим Козлов; руководитель личного секретариата Патриарха Московского и всея Руси иеромонах Антоний (Севрюк); духовенство столицы.
На богослужении присутствовали глава Республики Калмыкия А.М. Орлов, а также представители администрации и миряне из Курской области.
На малом входе Святейший Патриарх Кирилл возвел в сан архимандрита Артемия (Снигура), избранного епископом Петропавловским и Камчатским.
По окончании Божественной литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал новохиротонисанного епископа Элистинского и Калмыцкого Зиновия на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции епископ Зиновий преподал богомольцам первое архипастырское благословение.
Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к пастве с Первосвятительским словом.
Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братия и сестры!
Всех вас сердечно поздравляю с 4-м воскресеньем Великого поста, когда мы празднуем память святого преподобного и богоносного отца нашего Иоанна Лествичника, много потрудившегося для того, чтобы открыть нам тайны духовной жизни. Преподобный учит, что духовное возрастание — это не одномоментный акт. Невозможно сразу набраться духовных сил, невозможно сразу обрести духовную мудрость. Для того чтобы стяжать дары Духа, нужно двигаться постепенно, от простого к сложному, словно восходя по ступеням лестницы, ведущей от земли к небу.
Во время Великого поста всем нам дается возможность подумать об этом восхождении — в первую очередь оценить свое собственное положение на этой лестнице. Где мы? В начале, в середине или, может быть, мы двигаемся к совершенству и видим, что многое удалось сделать? А, может быть, мы в самом низу и даже не вступили еще на эту лестницу? А иногда бывает так: когда мы начинаем думать о том, что достигаем заветной высоты, мы оказываемся вдруг в самом низу, и в какой-то момент нам открывается, что мы не вступили даже на первую ступень этой лестницы.
Восхождение к Богу невозможно без сильной веры. И потому неслучайно сегодня, в день памяти Иоанна Лествичника, когда Церковь предлагает задуматься о путях духовного восхождении, мы слышали Евангелие от Марка, где говорится о вере как непременном условии совершения чуда (см. Мк. 9:17−31). Господь обращается к отцу несчастного, пораженного злым духом юноши, который был нем, часто впадал в беспамятство, падал на землю, бился в судорогах — в общем, был человеком нежизнеспособным. Господь говорит отцу больного юноши, просившему об исцелении: «Если сколько-нибудь можешь верить, то все возможно для верующего» — удивительные слова, исполненные Божественной мудрости.
А если вера сопровождается постоянным обращением взора вспять? Если мы постоянно взираем направо и налево и, улавливая движение окружающего нас мира, подвергаемся соблазнам и сомнениям? Если считаем, что вера заключается лишь в том, чтобы исполнять внешние предписания? Если так, значит мы не имеем даже сколько-нибудь веры. А если мы не имеем даже сколько-нибудь веры — как же мы можем надеяться на чудо Божие?
А разве не чудом будет спасение нас, грешников? Разве не чудом будет открытие перед нами дверей Царствия Небесного — несмотря на наш грех, на нашу неправду, на наше несовершенство? Ведь только силой Божией те двери и смогут перед нами открыться. Неужели мы всерьез думаем, что наши добродетели способны открыть нам двери рая? Да никогда. Никогда не наберется у нас с вами столько добродетелей. Бог открывает перед нами врата вечности в ответ на нашу веру. А если живем искренней верой, то и делам нашим поверят, ибо «вера без дел мертва есть» (Иак. 2:18).
Как замечательно говорит об этом Иоанн Златоуст: «Вера неспособна спасти человека». Даже вера! Но Бог не возжелал спасти нас без нашего участия, поэтому и требует от нас веры. Даже вера не открывает врата рая. Только Бог открывает, подобно тому, как Он совершил великое чудо, когда воздвиг от болезни несчастного глухого человека, падавшего в обмороки, — по вере его родителя, который со смирением в ответ на слова Спасителя сказал: «Верю, Господи! помоги моему неверию».
Вот так, в ответ на нашу веру, в ответ на наше искреннее исповедание слабости этой веры, в ответ на наши скромные усилия жить по вере Бог и с нами совершит чудо, открывая перед нами врата Своего Царства.
Итак, вера есть непременное условие спасения, и не только спасения, но и вечности. Вера дает нам огромную жизненную силу. Святой преподобный Ефрем замечательно сказал: «Там, где вера, там сила; а где нет веры, там немощь». Золотыми буквами надо бы выбить эти слова, чтобы каждый наш современник повторял их.
Если повнимательнее посмотреть на историю рода человеческого, на историю страны нашей, то ведь станет очевидным: всегда там, где была вера, была и победа. Человек, поставляющий себя под десницу Божию, обретает частицу Божественной силы, способной преобразовать его жизнь, способной укрепить его настолько, чтобы преобразовать и мир вокруг себя. Именно в ответ на эту силу веры Бог дает Свою благодать и открывает нам двери Своего Царства.
Четвертое воскресенье Великого поста еще и еще раз обращает наше внимание на необходимость духовного восхождения. Минули четыре недели поста, и каждый может сказать, что с ним произошло за это время. Произошли ли какие-то сдвиги, удалось ли избавиться от пороков, от дурных мыслей, от слабостей, обрести внутреннюю решимость восхождения от силы к силе? Или эти дни прошли в суете, в обычных земных каждодневных заботах, без особого внимания к своей духовной жизни? Пусть Господь поможет нам, находящимся в этой сердцевине Великого поста, обрести силы для того, чтобы двигаться вперед, восходя от силы к силе на пути к Царствию Божиему. Аминь.
Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 30-летием служения в священном сане Святейший Патриарх Кирилл наградил протоиерея Михаила Рязанцева орденом святого равноапостольного князя Владимира III степени. Русская линия