Игумен Никон (Головко): «Политика является отражением того духа, на котором основано государство»
На примере Ливии священнослужители РПЦ рассуждают о применимости во внешней политике нравственных критериев…
Государственная дума Российской Федерации в своем заявлении «О ситуации в Ливии» от 23 марта призвала парламенты западных государств-участников коалиции, ведущей боевые действия в Ливии, способствовать их немедленному прекращению. Между тем вечером следующего дня стало известно, что правительства всех 28 стран-членов НАТО дали указания своим военным принять участие в операции международной коалиции в Ливии. Таким образом, Запад окончательно перешел к практике использования войск для экспорта своей идеологии. Ни Европа, ни США не озаботились тем, чтобы обеспечить хотя бы видимость легитимности для вторжения, как это было в случае с Югославией, Ираком и Афганистаном.
Многие политологи считают дату начала операции против Ливии — 19 марта — рубежной. «Современная либеральная демократия является тоталитарной идеологией. И ливийская война обозначает ее окончательное формирование», — считает известный публицист Михаил Леонтьев. «Еще одним гвоздем в гроб Вестфальской системы» назвал разрешившую военное вмешательство резолюцию СБ ООН. 1973 его коллега Максим Соколов. «19 марта 2011 года войдет в историю как дата окончательного отказа от системы международного права в решении конфликтов как между государствами, так и внутри их. На смену верховенству права приходит право сильного», — пишет украинский политолог, эксперт Фонда общественной безопасности Юрий Гаврилечко.
Прецедент создан. НАТО присвоило себе право бомбить любую страну, режим которой покажется ей неподходящим. При этом поводом для военного вмешательства объявляется нравственная порочность «неподходящего» режима, а агрессия подается как выступление добра против зла. За странами западной демократии оставлено право решать, где добро, а где зло, за любую другую страну.
«Можно ли, на ваш взгляд, оправдывать агрессию против другого государства моральной порочностью его режима? Применимы ли вообще во внешней политике нравственные критерии, и если да, то как они должны применяться?» — с такими вопросами портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Настоятель храма святителя Митрофания Воронежского протоиерей Димитрий Смирнов заявил, что вся беда в том, что апелляции к нравственным категориям служат лишь прикрытием для совсем иных причин политических шагов. «Если бы в основании политики лежала не выгода любой ценой, а нравственная норма, это было бы прекрасно. К сожалению, это не так. В случае с Ливией оправдание бомбардировок порочностью режима — просто ширма. А это нечестно, подло и безнравственно», — резко заявил он. «Агрессия оправдана быть не может. Но для НАТО придумывать благовидные предлоги для агрессии — обычное дело: Югославия, Афганистан, Ирак. Очевидно, что операция против Ливии готовилась заранее, потому что бомбардировки начались сразу же после резолюции ООН. Похоже, что именно для этого был создан и подходящий предлог. Вот в чем суть. Все это очень прискорбно и наводит на грустные мысли», — добавил отец Димитрий.
Внешняя политика государства является продолжением внутренней политики, напомнил известную формулу игумен Никон (Головко), председатель Издательского совета Донского ставропигиального монастыря. «А внутренняя политика является отражением того духа, на котором государство основано. Для меня в этом смысле идеалом является царская Россия — православное государство, которое являло всему миру именно христианские принципы построения и внутренней, и внешней политики. Определенные силы не могли, конечно, с этим согласиться, почему у нас и произошла революция», — сказал он. «Безусловно, нравственные принципы в политике возможны. Единственное, что для этого нужно — это христианское монархическое государство, основанное на крепких моральных принципах», — добавил отец игумен.
Иерей Алексий Козливсков, клирик Богоявленского собора в Елохове, напротив, считает, что международная политика никогда не была нравственной. «Каждое государство должно защищать преимущественно национальные интересы. Государство должно исполнять нравственные нормы ответственности, честности и заботливости прежде всего по отношению к своему народу. О нравственности в международной политике говорят слабые или наивные», — сказал он. «О какой нравственности можно говорить сейчас, когда российские представители в ООН от нашего имени фактически, — не воспользовавшись правом вето, — разрешили бомбардировки суверенного государства? Следующими вполне можем быть и мы, когда НАТО потребуются наши нефтяные и газовые запасы», — считает отец Алексий. «Надо не болтать о нравственности в политике, а перестать разрушать обороноспособность страны лукавым принципом минимализма и самоокупаемости, тотально внедряемым повсюду: и в образование, и в здравоохранение, и в культуру, и в сами вооруженные силы. Если такой перелом русской жизни под западные стандарты не остановить, это приведет к замещению нашего народа другими народами, и в последствии — к переходу российской территории под протекторат других государств», — заключил он. Русская линия
Игумен Никон (Головко): «Политика является отражением того духа, на котором основано государство» На примере Ливии священнослужители РПЦ рассуждают о применимости во внешней политике нравственных критериев...