Русская линия
Сводка новостей от 10 марта 2011

Патриарх Кирилл: Свое целеполагание смиренный человек увязывает с волей Божией
Предстоятель РПЦ совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Донском монастыре…

Патриарх Кирилл на службе в Донском монастыре 9 марта 2011 года, в среду первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Кирилл совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Большом соборе Донского ставропигиального монастыря, сообщает Патриархия.Ru. Последующее чинопоследование великого повечерия совершил наместник обители епископ Павлово-Посадский Кирилл. По окончании богослужения Святейший Патриарх обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

В молитве Ефрема Сирина мы обращаемся к Господу с такими словами: «Дух же смиренномудрия даждь ми». Смирение и смиренномудрие являются тождественными понятиями. Но слово «смиренномудрие» помогает лучше понять смысл смирения, потому что в нем соединяются два слова — «смирение» и «мудрость».

В современный культуре, той, что оторвалась от своих христианских корней, понятие смирения носит негативный характер. В лучшем случае люди не понимают, о чем идет речь. В худшем — под смирением понимают слабость, а смиренного человека воспринимают как странного, нежизнеспособного, безвольного, неспособного достигать поставленных целей — в общем, чаще всего неудачника. С другой стороны, человек сильный, то есть тот, кто убежден в необходимости опираться на силу в решении всех стоящих перед ним задач, воспринимается как положительный герой. Считается, что сильный человек способен подчинять себе других, достигать поставленных целей.

К сожалению, подобный образ человека, лишенного смирения, есть искусственный образ. Это некий миф. В самом деле, что происходит с человеком, когда он опирается исключительно на силу? Прежде всего, такому человеку не нужен Бог, ведь Бог не являет ежедневно и ежечасно Свою силу, ведь Бог не в громе и не в молнии говорит с нами. Нужно научиться слышать голос Божий, видеть присутствие Бога и в человеческой истории, и в нашей жизни, а для этого нужно быть чувствительным к воздействию на нас Божией благодати.

Человек, уповающий на свою собственную силу, чаще всего такой чувствительности лишен. Для него Бог в лучшем случае — философское понятие. В лучшем случае он соглашается с Божиим присутствием как с некоей теорией, но на практике в жизни такого человека Бога нет. Сила интеллекта, сила воли, сила убеждений, сила власти, сила денег, сила организации — вот что ставится превыше Бога, потому что, уповая на силу, многие и решают стоящие перед ними задачи.

Патриарх Кирилл на службе в Донском монастыреУдивительные слова произнес Иоанн Златоуст, сказав, что добродетелью смирения как ничем другим достигаем мы высоты, славы, чести и величия. Святитель не сказал, что мы достигаем всего этого своей силой, но — добродетелью смирения. Так, может быть, Иоанн Златоуст ошибался, а правы все те, кто сегодня пишет книги, ставит фильмы и в центр поставляет героя, иногда страшного героя, который ни перед чем не останавливается, демонстрируя силу и опираясь на силу, а если необходимо, то и на насилие для достижения своих собственных целей? Однако правы не те, кто с иронией и презрением, а в лучшем случае с недоумением воспринимает смирение как добродетель, — прав Иоанн Златоуст, и вот почему. Смиренный человек? это человек, для которого в центре жизни — Бог, и под суд Божий, а значит, под суд своей совести он поставляет свои деяния. Свое целеполагание, будь то жизненное целеполагание или текущие цели и задачи, смиренный человек увязывает с волей Божией. Такой человек тоже может опираться на силу интеллекта, на силу образования, на силу убеждений. Если у такого человека есть власть, он может опираться на силу власти; если у такого человека есть финансовые возможности, он может опираться и на эту силу. Но результаты его деяний будут служить не утверждению своего собственного «я», а славе Божией. Смиренный человек — это тот, кто поставляет себя под суд Божий.

Что же происходит в ответ на нашу готовность уступить Богу главное место в своей жизни, продолжая при этом свою профессиональную деятельность, обучаясь или работая, неся домашнее служение или занимаясь политикой и экономикой? Что помогает смиренному человеку, оставаясь смиренным, достигать высоты, славы, чести и величия, о которых говорит святитель Иоанн Златоуст? Ответом на этот вопрос являются слова Божии «Бог гордым противится, а смиренным дает благодать» (1 Пет. 5:5). Если мы уступаем Богу главное место в своей жизни, если Бог становится для нас самым главным в жизни, то все второстепенное, что мы призваны делать в силу своего призвания, положения или профессионального долга, совершается с помощью Божией. Бог смиренному человеку сообщает часть своей Божественной силы, и с этой силой никакая человеческая сила сравниться не может. Вот почему великие светильники и угодники Божии, святые мужи и жены, в том числе цари, князья и полководцы, совершая успешно свои дела, получали помощь свыше? потому что в смирении склоняли главы свои пред Богом, и Бог пребывал в центре их жизни.

Забвение такой добродетели, как смиренномудрие, очень опасно для человеческого общежития. В своей повседневной жизни мы страдаем от того, что эта величайшая добродетель встречается все реже. Как трудно встретить человека, имеющего и силу, и честь, и величие, которой был бы в душе своей смиренным и жил с Богом! Насколько иной была бы жизнь, если бы для достижения своих целей мы не прилагали только свою силу, но вместе с Богом устрояли эту жизнь. И неслучайно святой преподобный Ефрем Сирин молитвой своей призывает нас в течение Святой Четыредесятницы просить Бога, чтобы дух смиренномудрия даровал Он нам для нашего спасения. Аминь.

10 марта, в четверг первой седмицы Великого поста, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит великое повечерие с чтением канона прп. Андрея Критского в Новоспасском монастыре.
Русская линия

Патриарх Кирилл: Свое целеполагание смиренный человек увязывает с волей Божией
Предстоятель РПЦ совершил чтение Великого канона прп. Андрея Критского в Донском монастыре...

Протоиерей Борис Даниленко: «Равноправие не значит идентичность»
Священнослужители РПЦ считают, что две половины человечества должны дополнять, а не спорить друг с другом...

Протоиерей Всеволод Чаплин: Государство имеет право за себя постоять
Глава синодального Отдела считает, что при поддержке общества власть может отвечать силой на силу...

«Российские учебные заведения творческой направленности находятся на грани гибели»
Видные деятели отечественной культуры направили руководству страны открытое письмо...

«Не рой яму другому…»
Несмотря на провокации, мэр Таллинна одержал убедительную победу на выборах...

Не только в «области балета» мы впереди планеты всей
Москва стала первым городом мира по числу легальных миллиардеров...

«Охта-центр» меняет прописку
Для нового небоскрёба Газпром уже приобрёл земельный участок...

Россия присоединилась к санкциям Совбеза ООН против режима Каддафи
Тем временем диктатор продолжает массированное наступление на Рас-Лануф, где уже горят практически все крупные нефтяные хранилища...

Ни Джексона ни Вэника…
Джозеф Байден взялся обеспечить вступление России в ВТО...

Этот день в Русской истории
Сегодня день памяти русского военачальника, покорителя Кавказа, фельдмаршала князя А.И.Барятинского, а также русского ученого С.П.Крашенинникова...

Певческая капелла Петербурга и Московский Синодальный хор споют вместе впервые за сто лет

Геннадий Беловолов: «В православии нет догмата о непогрешимости папы римского»
Известный петербургский священник считает, что сказка «О попе и работнике его Балде» пошла на пользу духовенству...

Председатель ОВЦС встретился с вице-президентом США

На Украине Церкви доверяют больше, чем власти

В болгарском городе Сливена священнослужители предложили отлучить от церкви практикующих гадалок и знахарей


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru