Протоиерей Александр Салтыков: «Суд начнется с Дома Божия»
Священнослужители РПЦ поддержали о. Алексия Уминского, ратующего за активизацию социальной позиции Церкви…
Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, недавно опубликовал на портале «Православие и мир» статью «Немолчащая церковь». В ней, в частности, говорилось: «После долгого состояния внутреннего застоя, которое сейчас принято называть периодом стабильности, народ стал просыпаться от духовной спячки. Для наших людей наконец-то стали важными вопросы справедливости, защиты собственного достоинства, неприемлемости засилия зла, уважения личности. Реакцией на это стали общественные протесты. Стало понятно, что у людей зреет сознание того, что что-то в нашем обществе, государстве надо менять. И мне кажется, что пришло такое время, когда Церковь, как защитница интересов народа, как защитница семьи, как защитница детей, обязана ставить перед государством очень жесткие вопросы и требовать от государства ясности.
Сейчас слышны возгласы о некой слишком тесной сцепке Церкви и государства. Государство действительно сделало для Церкви довольно много: возвратило имущество, стало внедрять ОПК в школах. Такое ощущение, что это плата Церкви за ее молчание и ее невмешательство в то, что творится вокруг. Так вот, такого невмешательства уже быть не должно. Мне кажется, что сейчас настал очень активный период в жизни Церкви, когда она обязана вмешиваться, обязана возвышать свой голос, обязана требовать от государства конкретных решений по разным вопросам. Церковь должна заявить себя перед всем народом, что она — защитница народа, который сейчас находится в совершенно ужасном состоянии — духовном, нравственном упадке, засилии криминальных „понятий“, которые воспитываются в детях с самого первого класса.
Мы говорим, что миссия от прихода должна идти через социальное служение, через катехизацию. Это абсолютно верно. Такая миссия началась, будет продолжаться и будет приносить свои благие плоды. Но миссия должна идти еще и сверху. Миссия должна идти еще и от священноначалия. И эта миссия заключается в том, чтобы народ услышал голос Церкви, которая о нем заботится.
Церковь сегодня не говорит ничего такого, о чем думают и говорят все люди, о тех проблемах, которые нас тревожат. О тех же национальных проблемах отдельные священники высказываются, когда у них спрашивают. Но это не звучит для людей как голос Церкви, это слишком тихо, это слишком частно. Конечно, государству выгодна молчащая Церковь, которая только строит храмы, открывает приходы, которая занимается только тихой благотворительностью и низовой миссией, потому что это никак не влияет ни на политику, ни на экономику, ни на что. У многих создается впечатление, что церковь не для них, а для каких-то других людей.
Пока Патриарх не поехал в краснодарскую епархию, ни слова не писали о станице Кущевская, ни слова! До этого в эту станицу не приехал местный епископ митрополит Исидор. Почему он, зная, что в его епархии случилось несчастье, не приехал туда, не поговорил с этими людьми, не помолился вместе с ними, не утешил их, не успокоил, не призвал их к мужеству, не призвал к ответственности за это власти?.. Как будто этого нет, как будто это нас не касается. И если дальше также нас не будет касаться, то мы потеряем наш народ.
Мне кажется, что в Церкви должна быть всегда сформированная позиция (по таким вопросам) — как, например, у католиков сразу идет четкое заявление, четкое выступление. Наша общая забота, наша общая боль должна быть высказана с предъявлением определенных требований.
Церковь должна еще и как совесть выступать, она должна тревожить государственные умы, людей, выступать как ходатаица за свой народ. Время компромиссов должно было быть, но, мне кажется, что оно затянулось. Хватит компромиссов, пора говорить», — написал о. Алексий.
Портал Regions.Ru попросил священнослужителей РПЦ прокомментировать эту статью.
Протоиерей Владимир Вигилянский, глава пресс-службы Московского патриархата, полностью согласен с о. Алексием Уминским. «Церковь действительно является совестью народа и должна возвышать свой голос, в том числе и в тех случаях, когда государство свои обязанности выполняет плохо или вообще не выполняет. Ведь невозможно жить в государстве, в котором чиновникам нужно платить взятку, чтобы исполнился закон. Такое государство просто не имеет будущего», — сказал он. «Но здесь также необходимо указать на важность различения религии и идеологии. Это совершенно разные вещи. Религия — это не часть идеологии, и вообще не идеология. И когда священнослужители выступают относительно социальных или идеологических проблем, они должны понимать, что их проповедь связана с воскресшим Христом и направлена не на переустройство государства, а на то, чтобы приводить людей ко спасению. И даже праведно обличая государственные или социальные устои, мы, священнослужители, никогда не должны забывать о своем предназначении», — добавил отец Владимир.
Протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения в Кадашах, также поддержал о. Алексия. «Да, бывает так, что компромисс необходим. Хотя в данном случае словосочетание „время компромисса“, может быть, не очень подходящее, поскольку компромисс появляется там, где есть спор. А сейчас вроде бы между Церковью и государством спора нет. Но всегда есть необходимость называть вещи своими именами: воров — ворами, бандитов — бандитами», — сказал он. «Время и место для подвига всегда есть, хотя это и очень трудно. Но в Церкви должно быть хотя бы стремление к подвигу», — сказал отец Александр. «Безусловно, Церковь — это совесть народа. Потому и сказано, что Суд начнется с Дома Божия. Потому что на Церкви как на совести народной лежит ответственность за все, что с народом происходит», — заключил он.
Игумен Гермоген (Ананьев), насельник Московского Данилова монастыря, отметил, что позиция о. Алексия подтверждается всем историческим опытом нашей Церкви. «Ярчайший пример — патриарх Гермоген, оказавший сильнейшее влияние на рост народного самосознания в эпоху Смутного времени», — сказал он. «Да, Церковь должна быть совестью народа, обличать беззакония и возвышать свой голос в защиту народа и быть с народом. Другое дело, что можно перейти некую грань и оказаться втянутым непосредственно в социальную и политическую борьбу. Выражение народных чаяний вовсе не означает превращения Церкви в некую собственно социальную структуру, которая и должна по преимуществу заниматься решением социальных проблем», — отметил отец игумен. «Но Церковь должна искать и давать ответы на все вопросы современной жизни, и поэтому, безусловно, не должна молчать. И сейчас, конечно, для народа, воспринимающего Церковь как свою защитницу, особенно актуальным является мнение Церкви о тех социальных нестроениях, которые переживает наша страна», — заключил он.
Протоиерей Алексий Агапов, настоятель Михаило-Архангельской церкви г. Жуковского Московской области, отметил, что с тем, что Церковь должна говорить, согласятся все, потому что Церкви Самим Христом дано слово, которое она должна нести в мир. «Это ее миссия. И я верю, что Церковь никогда не молчала. Но всякое слово Церкви должно быть проповедью Христа и Евангелия, включая и те случаи, когда она касается, например, вопросов социальной справедливости», — сказал он. «Да, компромиссы случаются. И уровень чувствительности к ним соотносится с уровнем ответственности церковного сознания, потому что Церковь — это действительно совесть народа. Ответственностью пронизана и статья о. Алексия, вызывая безусловное доверие к словам пастыря и уважение к его позиции», — заключил священнослужитель. Русская линия
Протоиерей Александр Салтыков: «Суд начнется с Дома Божия» Священнослужители РПЦ поддержали о. Алексия Уминского, ратующего за активизацию социальной позиции Церкви...