Протодиакон Андрей Кураев: «Идти на поводу у народа в этом вопросе нельзя»
Профессор МДА о том, насколько традиционны для России купания в «иордани» и есть ли в этой народной забаве свои опасности…
19 января Русская Православная Церковь отметила двунадесятый праздник Богоявления или Крещения Господня. В последние годы этот праздник в народе всё чаще стал ассоциироваться не с Божественной литургией и освящением крещенской воды, а с забавой купания на «иордани». Многие наши соотечественники считают, что если они окунуться в прорубь на Крещение, то обязательно получат здоровье, счастье, удачу и прощение грехов. Однако, в Русской Православной Церкви заявляют, что это всего лишь суеверия. Более того, в связи с ростом числа купающихся и растущей популярностью моржеваний на Крещение среди православных священнослужителей появились разные точки зрения на подобного рода забаву — от сдержанно одобрительной до категорически отрицательной.
Рассказать о том, насколько традиционны для России купания в «иордани» мы попросили профессора Москоской Духовной академии протодиакона Андрея Кураева:
– Не могу сказать, насколько это традиционно для Русской Церкви, потому что специально этим не занимался. Но несомненно, что это довольно старая традиция для бассейна Черного моря и греческих морей — заплывы за крестом, которые бросает священник, митрополит или Патриарх описываются в одном из балаклавских рассказов А.И. Куприна в XIX веке. А что касается такого рода погружения в «иордань» уже в нашей полосе, специально не обращал внимания на какие-то исторические свидетельства в этом вопросе.
— Тем не менее, епископ Домодедовский Евтихий (Курочкин), викарий Московской епархии, считает, что купание в освящённой воде «противоречит благоговейному отношению к великой святыне». Можно ли с этим согласиться?
— Здесь я с владыкой не соглашусь, потому что как раз наше отношение к крещенской воде именно в этот день по сути неблагочестивое. Неслучайно «Типикон» говорит «кропим вся скаредная», то есть эта вода как раз и существует в Церкви для того, чтобы преодолеть позицию сакрального и профанного, и этой водой окропить всю свою жизнь, в том числе и не самые чистые её участки — и скотный двор, и нужник и так далее. А если есть возможность омыть ею всё свое тело, ничего плохого в этом нет. Поэтому не надо бояться осквернения. Понятие осквернения в этот день почти что отменяется, то есть Господь всюду, куда долетают брызги освященной им воды, оттуда изгоняется всякая нечисть.
Вопрос в другом — в том, что в сознании многих людей сегодня эти моржевания начинают восприниматься, как повторение крещения, и этому способствует то, что молитвы о водосвятии в точности совпадают с молитвами на освящение воды при таинстве Крещения. В этом смысле я считаю, что стоило бы изменить чинопоследование, и может быть, составить специальные молитвы для праздника Богоявления, чтобы они не совпадали с чином таинства Крещения.
Второе, мы видим в различных репортажах, что нередко люди погружаются с помощью священника, тоже трижды, и тоже со словами «во имя Отца и Сына, и Святаго Духа», то есть это уже повторение самого образа Крещения.
И третье, действительно, народ убеждён, что если ты в эту ночь купаешься, то все грехи тебе будут прощены. То есть это перенос действия таинства Крещения на этот обычай. И мы видим, что священник помогает опуститься и выпрыгнуть из воды — тут уже купание в крещенской воде становится неотличимо от Крещения.
— Однако, подобные купания в святых источниках — это обычная практика для Русской Церкви. Часто они сопровождаются именно троекратным погружением со словами «во имя Отца и Сына и Святого Духа», но это не ассоциируется у верующих с таинством Крещения.
– Когда паломник едет к источнику преподобного Серафима Саровского, — церковный человек, например, — он не будет думать, что это во оставление грехов и является неким воспроизведение таинства Крещения. Когда же речь идёт о столь массовых явлениях, как в крещенскую ночь, то здесь массовое мнение отличается от церковной нормы. По крайней мере, это повод для специального проповеднического акцента — что тут есть, а чего нет. Идти на поводу у народа в этом вопросе нельзя.
— Говорят, что сама по себе экстремальная нагрузка на организм при купании в прорубе может быть опасна для здоровья. Более того, владыка Евтихий прямо называет подобного рода «риски» искушением Господа. Что вы скажите по этому поводу?
– Я думаю, нужно взвешивать свои силы. Если есть основания для сомнений в том, выдержит ли сердце такой температурный шок, то лучше не лезть на рожон. Лучше прислушаться к медкам в том числе. Я вообще не понимаю, какой благодати лишается человек, который не полез в прорубь, а просто попил крещенской водички, особенно, если он взял её с места водосвятия, у батюшки из рук.
— В последнее время по ТВ было очень много телесюжетов, посвященных купанию на Крещение. Из них можно было заметить, что далеко не у всех людей, кто желает искупаться, есть даже нательные кресты. Не говорит ли это о том, что можно рассматривать подобную традицию как поле для миссионерства?
– Конечно. Было бы хорошо, если бы у оборудуемых прорубей ставились миссионерские посты, чтобы были какие-то материалы, разъясняющие суть евангельского события, суть церковного таинства Крещения и суть этого обычая. Если бы, скажем, Миссионерский отдел РПЦ подготовил листовки, которые можно было бы раздавать пришедшим на купание, чтобы можно было и крестик приобрести, то это было бы полезно. Русская линия
Протодиакон Андрей Кураев: «Идти на поводу у народа в этом вопросе нельзя» Профессор МДА о том, насколько традиционны для России купания в «иордани» и есть ли в этой народной забаве свои опасности...