Священнослужители Русской Церкви считают неуместными любые манипуляции со временем…
Вот уже в течение многих лет власти нашей страны ведут всевозможные игры со временем. Начались эти «перетасовки» еще при советской власти — вскоре после революции было введено т.н. «декретное» время, на час опережающее поясное (иными словами, солнце оказывается в зените не в 12, а в час дня). С конца 1980-х к этому добавилось летнее время, сдвигающее часы еще на час вперед: летом астрономический полдень наступает в 2 часа дня.
Не раз пересматривались и границы часовых поясов — с тем, чтобы в других регионах жили по московскому времени или хотя бы как можно ближе к нему. В 2009 г. Президент России Дмитрий Медведев предложил сократить количество часовых поясов в России, пояснив, что управление страной, простирающейся на 11 часовых поясов, сопряжено с немалыми сложностями. Во исполнение этого пожелания Камчатка и перевела часы на час назад, «слившись» с соседним часовым поясом.
«Как выглядят такого рода „реформы времени“ с точки зрения верующего человека?» — с таким вопросом портал Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Протоиерей Максим Козлов, настоятель домового храма МГУ, к государственным «реформам времени» относится с легким неодобрением. «Как бы ни перемечали часовые пояса, а „солнце всходит и восходит“. Остановилось оно лишь однажды, при Иисусе Навине, а с тех пор совершает свой ход вполне обычным порядком», — сказал он. «И как бы ни играли с часовыми поясами или с учреждением какого-нибудь „декретного“ или „административного“ времени (а ведь можно учредить еще и „премьер-министерское“, и „президентское“ время), все это к реальному течению нашей жизни отношения не имеет. Каждый из нас „приидет в путь всея земли“. И, в общем-то, неважно, во сколько часов это произойдет», — заметил протоиерей. «Церковный день начинается с вечера: «Свете тихий святыя Славы.». Продолжается утром: «Слава Тебе, Показавшему нам свет». И вершины достигает на Божественной литургии. А все остальное — «суета сует и всяческая суета», — заключил отец Максим.
Протоиерей Борис Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Филях, также предпочел бы, чтобы власть оставила часы в покое. «Все эти переводы стрелок — это какие-то ненужные затеи, мало что дающие, но, самое главное, сбивающие внутреннее ощущение времени. А это чрезвычайно важная константа человеческого самосознания, экзистенциальной ориентации в мире — жизненной, глубоко личной, индивидуально окрашенной. Это та сфера, в которую государственным органам вторгаться непозволительно. И лучше бы этого не делать», — сказал он. «Понятно, что для такой огромной страны, как Россия, проблема временных поясов действительно актуальна. Но решать ее надо очень осторожно и осмотрительно. Нужен, видимо, большой совет, состоящий из специалистов самых разных профилей. Это могут быть и социологи, и психологи, и психиатры, и экономисты. Прежде чем что-либо делать в этой области, нужно провести очень серьезные и всесторонние исследования», — добавил отец Борис.
Иерей Андрей Алексеев, клирик храма св. мчц. Параскевы Пятницы в Качалове, считает игры со временем опасными. «В первую очередь должен сказать, что с точки зрения верующего человека время не существует само по себе, но соотносится с вечностью. Земное время подчиняется определенным законам. С ними связаны ритм и уклад жизни человека, его внутренний мир. Нарушение естественного порядка может привести к непредсказуемым последствиям. Очень болезненно реагируют на это в первую очередь младенцы и пожилые люди», — сказал он. «Прежде чем что-либо менять, нужно все очень хорошо обдумать и в первую очередь обращать внимание на человеческий фактор, а не на возможные экономические выгоды», — добавил священник.
Протоиерей Димитрий Арзуманов, настоятель храма св. првд. Иоанна Кронштадтского в Жулебине, высказался за возвращение к нормальному поясному времени. «Времена определил Господь. И все эти игры и манипуляции со временем абсолютно недопустимы», — сказал он. «После революции временное поле русской истории и культуры было сдвинуто. Сдвинулся, таким образом, и градус проникновения в них. Мы воспринимаем их уже не вполне адекватно. Взять хотя бы нашу классическую литературу, где временные обозначения играют очень важную роль. И здесь речь должна идти о едином временном поле всей русской культуры и истории», — считает о.Димитрий. «А мы ради экономии электроэнергии все так и живем в советском времени. И почти всех это устраивает, и никто не возмущается. Потому что и самого гражданского общества как такового у нас нет», — печально заметил священник. «Необходимо вернуть дореволюционное время. Иначе Господь накажет. Уже наказывает», — решительно заявил он. Русская линия