Владимир Путин подписал 3 января указ об освобождении от должности министра путей сообщения РФ Николая Аксененко. В пресс-службе президента отметили, что с предложением об отставке главы МПС выступил премьер-министр Михаил Касьянов после того, как сам Аксененко признал себя морально ответственным за возникшие в подведомственной ему сфере проблемы. Но сначала Генпрокурор Владимир Устинов доложил премьеру об итогах проверки хозяйственной деятельности МПС, в ходе которой выявлены серьезные хозяйственные нарушения. Между тем, ранее Касьянов, по его словам, не видел ничего криминального в обвинительных документах, предъявленных Аксененко, и признавал главу МПС «хорошим министром». Как замечает влиятельная швейцарская газета Neue Zuercher Zeitung, большинство наблюдателей полагает, что у этой отставки есть политический подтекст: Аксененко не был человеком Путина, он был представителем «ельцинской гвардии». Отставка не была добровольной. Как отмечает газета, Аксененко — прежде одна из самых видных фигур в российском руководстве, — скорее, упорно противился своему уходу и в течение более чем двух месяцев водил за нос правосудие, используя всяческие отвлекающие маневры. 19 октября Генеральная прокуратура возбудила дело против министра, обвинив его в злоупотреблении служебным положением: она подозревала его в нанесении ущерба государству в размере 2,3 миллиона долларов вследствие несанкционированных выплат отдельным лицам. Вследствие этого государство лишилось налоговых поступлений в размере почти 1 миллиарда долларов. Аксененко, назначенный на эту должность в 1997 году президентом Ельциным, был до сих пор единоличным хозяином монополии, которая владеет 159 000 километров железнодорожных путей с пятью миллионами служащих и оборотом, достигающим 10 млрд. долларов. Резкие упреки в адрес честолюбивого политика появились уже три года назад: тогда пресса сообщала о сомнительных дочерних компаниях, который основал Аксененко, поставив во главе их своих родственников. Правосудие долгое время закрывало на это глаза. Однако при Путине влияние Аксененко стало стремительно таять и ограничилось железной дорогой, однако поначалу никакой речи о судебном преследовании не было. Когда же в октябре неожиданно было возбуждено уголовное дело, Аксененко сразу же ушел в длительный отпуск, а позже сказался больным. После того как министр две недели назад снова приступил к работе, Генпрокурор Устинов обещал, что уголовное дело в отношении главы МПС будет обязательно доведено до суда. Многочисленные наблюдатели видят в этом борьбу за власть между представителями старой ельцинской гвардии и новыми политиками, происходящими в основном из Санкт-Петербурга, родного города Путина. Аксененко относится к первой группе, которую в течение двух последних лет все время пытались вытеснить на обочину. В целом в прошлом году Генеральная прокуратура, по ее собственным данным, выявила около 8000 случаев получения взяток. Однако в прошедших недавно процессах против видных функционеров фигурируют исключительно люди, причисляемые к «ельцинской гвардии». В тот же день председатель правительства России Михаил Касьянов уже представил президенту РФ Владимиру Путину кандидатуру Геннадия Фадеева на пост министра путей сообщения. Как сообщили «Интерфаксу» в пресс-службе главы государства, президент встретился с Фадеевым и после встречи подписал указ о его назначении главой МПС. Фадеев родился в 1937 году. С 1992 по 1996 гг. уже занимал пост руководителя МПС. С 1999 г. по настоящее время Фадеев занимал должность начальника Московской железной дороги. Итак, Аксененко? зачистили?. Кто будет следующим? Глава Таможенного комитета Михаил Ванин? Премьер-министр Михаил Касьянов? Председатель РАО ЕЭС Анатолий Чубайс? Или сам глава Администрации Президента Александр Волошин. Время покажет. NNS.Ru — NTVRU.com — РЛ