Православные священнослужители считают, что трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей…
Осенью 2010 года москвичи услышат праздничные молитвы мусульман через установки звукоусиления на автомобилях, сообщает Regions.Ru. В связи с распоряжением, подписанным мэром Москвы Юрием Лужковым, в Москве осенью будут проведены три массовых мусульманских праздника: Культурно-благотворительная акция «Шатер Рамадана», Ураза-байрам (9 сентября) и Курбан-байрам (16 ноября). В связи с этим столичное правительство намерено просить ФГУП «Московская городская радиотрансляционная сеть» выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных молитв.
Эта новость уже вызвала бурную реакцию в интернете. Москвичи утверждают, что им будет неприятно слушать мусульманские молитвы и советуют приезжим учитывать православный характер культуры российской столицы.
Как вы относитесь к идее выделить установки звукоусиления на автомобилях для трансляции праздничных мусульманских молитв в Москве? Правомерно ли в настоящее время считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? С такими вопросами корреспондент Regions.Ru обратился к священнослужителям.
Глава Пресс-службы Московского Патриархата протоиерей Владимир Вигилянский считает, что москвичам следует с пониманием отнестись к нуждам мусульман. «Безусловно, Москва — русский город. Но в нём проживают представители различных религиозных меньшинств, в том числе и мусульмане», — заявил он. Высказав предположение, что информация о предстоящей трансляции мусульманских молитв через громкоговорители подверглась искажению, священник уточнил, что динамики будут выставлены перед мечетями, чтобы молитвы были слышны тем, кто не сможет в эти мечети попасть.
«Что было бы лучше для москвичей? Запретить трансляцию мусульманских молитв через динамики вблизи мечетей? Но тогда это даст повод для строительства новых мечетей. Или немного потерпеть и дать возможность несколько раз в год мусульманам, не попавшим в мечеть, слушать свои праздничные молитвы через динамики рядом с мечетью? Мне лично второй вариант нравится больше», — заключил отец Владимир.
Клирик храма Святителя Николая в Отрадном священник Валерий Буланников считает, что православный облик Москвы следует сохранять. «Я считаю, что транслировать мусульманские молитвы вполне допустимо в пределах двора, непосредственно прилегающего к мечети, а не на весь город через автомобили», — заявил священник. По его словам, в Москве это выглядело бы «слишком странно». «Мы всё-таки не в Саудовской Аравии живем», — уточнил отец Валерий.
При этом он отметил, что в Москве остается всё меньше признаков русского православного города. «Своеобразие Москвы стирается. Она постепенно превращается в мультикультурный и безликий мегаполис, в котором ценятся только деньги», — заключил отец Валерий.
Преподаватель Московской духовной академии и семинарии иеромонах Тихон (Зимин) призвал воздержаться от трансляции мусульманских праздничных молитв на весь город. «Транслировать мусульманские молитвы в непосредственной близости от мечетей, по-моему, можно. Нет ничего плохого в том, чтобы мусульмане, не сумевшие попасть на свой праздник в мечеть, слышали свои молитвы рядом с ней. Но транслировать мусульманские праздники на весь город, навязывая людям чуждую религиозную традицию, конечно, нецелесообразно», — заявил он.
«Безусловно, мусульмане являются полноправными гражданами, как и верующие других конфессий, как и неверующие. Но нельзя сталкивать лбами представителей различных групп. Трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей», — считает священник.
Отметив, что Москва является русским городом, отец Тихон подчеркнул, что в российской столице «не должны как-то ущемляться права граждан России, представителей национальных и религиозных меньшинств в равной степени, как и права большинства».
Руководитель службы коммуникации Иваново-Вознесенской епархии иеромонах Макарий (Маркиш) не сомневается в том, что Москва — русский город. «Вопрос о Москве уже сам в себе, на мой взгляд, содержит положительный ответ. Правомерно ли считать Москву русским городом и настаивать на соблюдении приезжими русских традиций? — Ну, разумеется, правомерно!» — заявил он.
«А следующий вопрос уже — как именно соблюдать эти традиции. Я убежден, что ответ должен быть найден либо в виде компромисса сторон — властей, мусульманского духовенства и православной общественности; либо путем законного правового разбирательства, когда суд установит рамки дозволенного. На этот вопрос надо смотреть без надрыва, т.к. решается он легко», — объяснил о. Макарий.
По словам священника, данный спор «принадлежит к числу повседневных споров, возникающих в правовом государстве и решаемых правовым путем — мирным соглашением или судебным разбирательством». «Так получается, что если в обычный спор вмешивается религия или вопрос национальности, начинается надрыв. С этим случаем в некотором смысле схожа ситуация с химкинским лесом. В нашей стране тысячи таких инцидентов, когда кто-то что-то не поделил — но здесь пошли и забросали грязью дома. С какой стати? Все можно решить в правовом порядке», — заключил отец Макарий. Русская линия
Москва — русский город Православные священнослужители считают, что трансляция молитв близ мечетей должна быть организована так, чтобы не раздражать других людей...