«Станет ли Русский мир реальностью или останется только красивой мечтой?»
Заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых) прочитал лекцию молодым политикам…
17 июня 2010 года в Центре социально-консервативной политики (ЦСКП) в Москве прошла встреча заместителя председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумена Филиппа (Рябых) со слушателями проекта «Школа российской политики».
Игумен Филипп прочел доклад на тему «Русский мир», сообщает служба коммуникации ОВЦС.
«В условиях глобализации выстоять и развиваться могут только такие институциональные системы, которые имеют возможность сохранять свою идентичность поверх национальных границ, в условиях интенсивного информационного обмена и динамичного развития науки и техники», — считает священник. Отец Филипп убежден: «Поэтому чем более сложной и многоуровневой является идентичность современного человека, тем лучше психологически он „оснащен“ для ответа на различные сложные вызовы. Таким образом, жизни в глобальном мире наиболее соответствует идентичность, определяемая на основе принадлежности к той или иной цивилизации. Она является как бы некой результирующей всех тех идентичностей, которые превалировали в прошлом: религиозной, этнической, государственной и идеологической».
В своем слове заместитель председателя ОВЦС обратил внимание слушателей школы на то, что в течение многих столетий в отечественной истории шли бурные дискуссии о цивилизационной принадлежности России. «К какой же цивилизации принадлежит Россия? Давно ведутся споры о том, является ли она Востоком или Западом, Европой или Азией, православной или многорелигиозной. Очевидно, что, благодаря своему богатому духовно-культурному наследию, природным ресурсам, политическому весу и военному потенциалу, Россия не может быть частью такой цивилизационной общности, в которой она не является признанным центром или по крайней мере одним из важнейших центров. В истории Россия не раз заявляла о своем желании быть одним из цивилизационных центров мира. Если ранее такие заявления могли выглядеть как империалистические притязания, то в глобальном мире такое существование является правилом поведения, без следования которому невозможно выжить».
«Россия может быть одним из главных центров только в рамках цивилизационной общности, которую можно именовать «Русский мир», — считает священник. И далее отец Филипп пояснил, что он понимает под Русским миром: «В данном случае «русский» указывает на исторические истоки данной цивилизации, которая берет свое начало в Древней Руси, а не на ее этнический состав. Русский мир понимается как система ценностей, которая является основой для нескольких современных государств. Что понимается под этой общей системой ценностей? Это те достижения, которые за все историческое развитие Русского мира являются общим достоянием как для отдельных людей, так и для разных народов. Это общее историческое наследие, общие святыни, общее культурное наследие и общие подходы к строительству общественной жизни».
«Хотя Русский мир — это многонациональный мир, однако в нем особую роль играет русский народ. На протяжении веков он принимал в одно цивилизационное пространство другие народы, которые были готовы жить с ним в мире и согласии», — считает священник.
Священнослужитель также представил свои рассуждения о том, кого можно отнести сегодня к Русскому миру: «То, что я только что описал, можно отнести к душе Русского мира, а что же представляют собой его видимые черты? Прежде всего, это страны, вышедшие из исторической Руси, и те, которые были с ней связаны тесными узами общей судьбы на протяжении долгого исторического времени. Ядро Русского мира составляют три государства — Беларусь, Россия и Украина. Все три страны являются прямыми наследницами Киевской Руси. Для России этот факт особенно подчеркнуло внесение новой памятной даты — Дня Крещения Руси — в ее государственный календарь. Но и другие страны исторической Руси не являются периферией Русского мира. Его пространство не строится по иерархическому признаку. В нем не должно быть старших и младших братьев».
«Конечно, должны быть центры, которые играют координирующую роль в жизни Русской цивилизации. Со своей стороны Церковь в последнее время активно использует такое понятие, как синодальная столица. По сути — это исторические центры русского Православия. Помимо Москвы синодальными столицами являются Киев и Санкт-Петербург, в которых регулярно проводятся заседания Священного Синода, принимающие решения для всей Церкви. Эти города играли важную роль и в становлении государственной и общественной традиции Русского мира. В то же время мы не должны опираться только на европейскую часть Русской цивилизации. Например, в начале этого года состоялась поездка Святейшего Патриарха Кирилла в Казахстан. Она показала, что и эта страна является очень важной опорой Русского мира в Азии», — продолжил свой рассказ о.Филипп.
В заключение заместитель председателя ОВЦС подчеркнул необходимость трудов по созиданию Русской цивилизации. «Русский мир существует сегодня, скорее, как потенциальный, а не реальный субъект. Он не является проектом, который реализуется на практике усилиями различных сторон, хотя и существует несколько интеграционных проектов на пространстве исторической России. Многие из предполагаемых центров Русского мира не признают высокую ценность русского наследия для своих государств. Требуется большая работа для того, чтобы появилось иное отношение к нашему общему цивилизационному достоянию. В том числе и от вас, молодых представителей России и Украины, зависит, станет ли Русский мир реальностью, или останется только красивой мечтой». Русская линия
«Станет ли Русский мир реальностью или останется только красивой мечтой?» Заместитель председателя ОВЦС МП игумен Филипп (Рябых) прочитал лекцию молодым политикам...