Спасо-Елеазаровская обитель отметила память преподобных Ефросина и ученика его Серапиона
28 мая Спасо — Елеазаровский монастырь отметил память преподобных Ефросина и ученика его Серапиона (1481), Псковских. Как сообщила епархиальная информационная служба, в этот день будет отслужена Божественная Литургия, торжественный молебен и пройдет Крестный ход. По преданию, крестьянин Елеазар из псковского села Виделебье после паломничества в Константинополь, подвизался в Снетогорском монастыре Пскова, где и принял постриг с именем Ефросин. Затем покинул монастырь и жил в лесах, среди озер. Ученик Ефросина преподобный Серапион псковский был уроженцем Юрьева (Тарту), но когда там начались гонения на православную веру, бежал и подвизался в пустыни вместе с Ефросином. Преподобный Серапион был сведущ в Священном Писании и являлся умелым защитником веры православной. Под окормлением Ефросина он постигал мудрость пустынного жития. Серапион принял великую схиму и 55 лет, приняв пост безмолвия, находился рядом с преподобным Ефросином. Постепенно вокруг преподобных стала собираться братия, и возник монастырь, который был назван по имени его основателя, случай редкий, Елеазаровским. Ефросин построил деревянный храм в честь Трех святителей и дал монастырю скитский устав. Серапион ревностно исполнял все его заповеди и был образцом для иноков. Преподобный так строго исполнял монашеский обет нестяжания, что описатель жития называет его «мертвецом непогребенным». Преподобный Евфросин сам предал земле тело своего ученика, которое от усердных подвигов превратилось в «кости, обтянутые кожей». Со своим духовным отцом преподобный Серапион не разлучался и после смерти: преподобным Евфросину и Серапиону, святые мощи которых были положены рядом, составлена общая служба на 15 (28) мая, где преподобный Серапион прославляется как первый сподвижник, «спостник и друг» преподобного Евфросина. В XYI столетии в Елеазаровской обители подвизался старец и игумен Филофей (1465 -1542гг.), летописец, книжник и мудрец, которому принадлежит знаменитая формула «Москва — Третий Рим». Долгое время монастырь, населенный богословами -книжниками был центром духовной жизни, здесь было составлено житие преподобного Ефросина, проведено редактирование I Псковской летописи и, возможно, переписано «Слово о полку Игореве», благодаря чему оно сохранилось в русской литературе. Пять лет назад Спасо — Елеазаровская обитель по благословению Владыки Евсевия, а также стараниями и трудами сестер монастыря и жертвователей была возрождена к жизни, в 2000 году 28 мая там прошло Архиерейское богослужение. ПАИ