На круглом столе «Израиль и евреи в современной русской литературе» в Москве центром обсуждения стала «религиозная составляющая»
В Москве, в рамках разворачивающегося проекта «Эшколь», призванного познакомить российскую интеллигенцию с современной и часто альтернативной израильской и еврейской культурой, 26 января прошел круглый стол на тему «Израиль и евреи в современной русской литературе». Как сообщает корреспондент «Портала-Credo.Ru», в круглом столе приняли участие Андрей Василевский, главный редактор журнала «Новый мир», Михаил Генделев, израильско-московский поэт и прозаик, а также критики и переводчики Дмитрий Кузьмин, Гила Лоран и Борис Кузьминский. Вел круглый стол поэт и критик Илья Кукулин. Проходила встреча в клубе «Билингва», сочетающем в себе черты библиотеки и кафе. Особенностью прошедшего мероприятия стало то, что изначально заявленная тема как-то сразу ушла на второй план, усупив место обсуждению других вопросов, в частности, считать ли еврейского писателя, творящего на русском языке, русским писателем. Михаил Генделев, назвавший себя израильским сочинителем, пишущим на русском языке, заметил, что он никак не может быть русским писателем, ибо русский писатель действует в православном духовном поле, православной системе координат. Другую точку зрения, представленную на круглом столе в выступлениях Андрея Василевского, Дмитрия Кузьмина, и в какой-то мере Бориса Кузьминского, можно схематично свести к тому, что в литературе главное — личность автора, которая по определению индивидуальна и поэтому в творчестве могут проявляться как религиозные, так и профессиональные, социальные, гендерные и другие черты личности. Поэтому, не отрицая определенные черты иудейской ментальности, присущие еврейским писателям с различной степенью религиозности, не следует оценивать творчество только по некой «религиозно-духовной составляющей». Данная дискуссия наглядно проиллюстрировала то обстоятельство, что глобальная проблема соотношения религиозного и нерелигиозного в еврейской ментальности, жизни, а также бытии государства Израиль, пока остается до конца не решенной. Зато очевидно ее присутствие и актуальность даже в такой области, как литература, причем даже та, которую принято называть «литературой не для всех». Портал-Кредо.Ru